1

К оглавлению

 

9. Пользователи информационных систем

Пользователь информационной системы – это лицо (группа лиц, организация), пользующееся услугами информационной системы для получения информации или решения других задач.

Прежде всего к числу пользователей информационных систем относятся специалисты в предметной области системы, для удовлетворения информационных потребностей которых система создается. Пользователей этой категории называют конечными пользователями.

Будем считать, что пользователями системы являются не только конечные пользователи, но и программные средства приложений, применяющие информационные ресурсы данной информационной системы для решения собственных задач.

В некоторых информационных системах контингент пользователей не зафиксирован. Информационные ресурсы таких систем свободно предоставляются любому пользователю. В других системах для того, чтобы стать пользователем, необходимо получить от системного администратора требуемые полномочия доступа к системе, а иногда и к некоторым ее информационным ресурсам.

Качественное информационное обслуживание пользователей АИС требует изучения пользователей информационной продукции.     Пользователи информационных продуктов и услуг могут быть охарактеризованы с помощью самых разнообразных аспектов. Каждая из групп пользователей и каждый конкретный пользователь предъявляет  специфические требования к информационной  продукции в соответствии со своими информационными потребностями и запросами. При этом под информационной потребностью понимается свойство отдельного лица, коллектива или системы, отображающее необходимость получения информации, соответствующей характеру выполняемых действий или работы. Информационный запрос – текст, выражающий некоторую информационную потребность.

При оценке качества  удовлетворения информационных потребностей и запросов важное значение имеют категории «релевантность» и  «пертинентность». В соответствии с ГОСТ 7.73-96 «СИБИД. Поиск и распространение информации» релевантность – соответствие полученной информации информационному запросу.  Пертинентность – соответствие полученной информации информационной потребности.

Удовлетворение информационных запросов с высоким уровнем пертинентности – показатель многоаспектной осведомленности информационного органа о пользователе информационной системы как о потребителе информации. Важное место в решении этой весьма сложной задачи имеет создание и использование информационного образа пользователя, отвечающего на вопросы: «WHO?», «WHERE?», «WHEN?», «WHAT?», «WHY», «HAW?» («КТО?», «ГДЕ?»,  «КОГДА?», «КАКАЯ?», «ЗАЧЕМ?», «КАК?»).

Производство конкурентоспособной  информационной продукции, соответствующей заявленной цене и качеству, тесно связано с уровнем профессионального мастерства ее производителя (отдельного специалиста или организации). Это определяет актуальность задачи подготовки высококвалифицированных работников информационной сферы, обладающих знаниями и умениями в области информационных технологий, ресурсов, систем и сетей.

   Информационное обслуживание - предоставление информации для:

- выработки и принятия решений; и/или

- удовлетворения культурных, научных, производственных, бытовых и других потребностей человека. 

Характер запроса определяет выбор вида информационного обслуживания. В ГОСТе 7.0–99 представлены такие виды обслуживания:

·            Справочно-библиографическое (разновидность библиографического, реализуется в ответ на просьбу о библиографических сведениях),

·            Информирование (библиографическое информирование, индивидуальное, групповое, массовое информирование),

·            Информационное обеспечение (информационно-библиографическое обеспечение), которые направлены на получение пользователями информации по так называемому «постоянному информационному запросу»).

Классификацию информационного обслуживания по видам можно произвести по названию учреждения, осуществляющего обслуживание (например, библиотечное, архивное, музейное обслуживание), по характеру предоставляемых услуг (библиографическое, выставочное, консультационное обслуживание и др.), по используемым для производства услуг носителям информации (аудиовизуальное, электронное и т. п. обслуживание). 

Основные режимы обслуживания пользователей: пакетный и интерактивный, локальный и удаленный.

 

К оглавлению

Hosted by uCoz