Унифицированная система документации - система
документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию,
необходимую для управления в определенной сфере деятельности.
Формуляр-образец – модель построения документа,
устанавливающая область применения, форматы, размеры полей, требования к
построению конструкционной сетки и основные реквизиты.
Понятие унифицированной системы документации
Основной компонентой внемашинного информационного обеспечения
ИС является система документации, применяемая в процессе управления
экономическим объектом. Под документом понимается определенная
совокупность сведений, используемая при решении экономических задач,
расположенная на материальном носителе в соответствии с установленной формой.
Документ рассматривается как специальный знак экономического языка, имеющий
единство формы, содержания и материального носителя и обладающий следующими
свойствами:
•
полифункциональности, поскольку документ может предназначаться для
выполнения функций регистрации информации о состоянии элементов и процессов,
происходящих в экономической системе, для обработки, хранения этой информации
и для передачи ее на расстояние;
•
наличия юридической силы, обеспечиваемой присутствием подписей должностных лиц,
благодаря которым подтверждается достоверность содержащейся в документе
информации.
Система документации - это совокупность
взаимосвязанных форм документов, регулярно используемых в процессе управления
экономическим объектом. Отличительной особенностью системы экономической
документации является большое разнообразие видов документов, которые можно
классифицировать по следующим признакам:
• по
степени официальности (документы утвержденной и неутвержденной формы);
• по
отражаемой стадии воспроизводства (производство, торговля и т.д.);
• по
уровню управления (государственный уровень, уровень министерства, уровень
объединений, предприятий и организаций);
• по
принадлежности к определенной функции управления (прогнозирования,
планирования, учета, контроля, анализа, нормирования, оперативного управления и
др.);
• по
отношению к экономической системе (внешние и внутренние);
• по
отношению к ЭИС (не обрабатываемые в системе документы и обрабатываемые в
системе);
• по
отношению к задаче (первичные документы, промежуточные и результатные
документы);
• по
способу заполнения (документы ручного заполнения; полуавтоматического, при
котором часть информации заносится в документ автоматически из справочников, а
оставшаяся часть с помощью ручного набора на клавиатуре; автоматического
получения, осуществляемого с помощью ЭВМ);
• по
способу чтения и обработки (документы визуального чтения и ручной
обработки, машинно-ориентированные документы, машиночитаемые документы);
• по
периодичности (годовые, квартальные, месячные и т.д.);
• по
срочности (срочные, несрочные).
Существующие системы документации, характерные для
неавтоматизированных ИС, отличаются большим количеством разных типов форм
документов; большим объемом потоков документов и их запутанностью;
дублированием информации в документах и работ по их обработке и, как следствие,
низкой достоверностью получаемых результатов. Обработка документов в таких
системах занимает более 40% времени работников управления.
Для того чтобы упростить систему документации, используют
следующие два подхода:
•
проведение унификации и стандартизации документов;
•
введение безбумажной технологии, основанной на использовании электронных
документов и новых информационных технологий их обработки.
Рассмотрим содержание каждого из подходов. Унификация
документов выполняется путем введения единых форм документов в результате
осуществления синтаксической и семантической унификации. Таким образом вводится
единообразие в наименования показателей, единиц измерения и терминов, в
результате чего получается унифицированная система документации.
Унифицированная система документации (УСД)
- это рационально организованный комплекс взаимосвязанных документов,
который отвечает единым правилам и требованиям и содержит информацию,
необходимую для оптимального управления некоторым экономическим объектом. По
уровням управления, для которых разрабатываются УСД, они делятся на
межотраслевые системы документации, используемые на всех предприятиях
страны, отраслевые, применяемые только на предприятиях конкретной
отрасли, и системы документации локального уровня, т.е. обязательные для
использования в рамках предприятий или организаций.
В настоящее время разработаны следующие виды УСД на
межотраслевом уровне:
•
стандарты и технические условия;
•
проектно-конструкторская и технологическая документация;
•
проектная документация по капитальному строительству;
•
плановая документация;
•
статистическая отчетность;
•
первичная учетная документация;
•
финансовая первичная и отчетная документация;
•
бухгалтерская документация бюджетных организаций и объединений;
•
организационно-распорядительная документация;
•
документация по материально-техническому снабжению;
•
документация по ценообразованию и торговле.
Любой тип УСД должен удовлетворять следующим требованиям:
•
документы, входящие в состав УСД, должны разрабатываться с учетом их
использования в системе взаимосвязанных ЭИС;
• УСД
должна содержать полную информацию, необходимую для оптимального управления тем
объектом, для которого разрабатывается эта система;
• УСД
должна быть ориентирована на использование средств вычислительной техники для
сбора, обработки и передачи информации;
• УСД
должна обеспечить информационную совместимость ЭИС различных уровней;
• все
документы, входящие в состав разрабатываемой УСД, и все реквизиты-признаки в них
должны быть закодированы с использованием международных, общесистемных или
локальных классификаторов.
Проектирование унифицированной системы документации ЭИС
При разработке системы документации в ИС проектировщик должен
решать следующие проблемы: спроектировать и унифицировать новые документы;
отобрать документы, которые будут использоваться в ЭИС без изменений; выявить в
существующей системе те документы, которые надо унифицировать.
В процессе проектирования можно выделить три этапа работ
построение новых форм документов;
•унификация всей системы
документации;
•разработка инструкций и
методических материалов, регламентирующих работу пользователей с системой
документации.
Особенности проектирования форм первичных документов
Первичные документы предназначены для отражения
процессов в материальной сфере и поставляют всю постоянную и оперативную
информацию, необходимую для решения экономических задач и выработки
управленческих решений. К числу основных требований, предъявляемых к
первичным документам, можно отнести следующие: неизбыточность и полноту
информации для решения задач, высокую достоверность и своевременность
собираемой информации. Кроме того, первичная информация должна быть расположена
в документе таким образом, чтобы учитывались требования удобства для
последующей обработки данных в ЭВМ.
При проектировании форм первичных документов должны
учитываться следующие принципы:
•
отсутствие в первичных документах постоянной информации, для которой необходимо
создание самостоятельных файлов;
•
отсутствие дублирования показателей в документах;
•
выделение реквизитов, имеющих одно или несколько значений на документ, т.е.
выделение однозначных и многозначных реквизитов;
•
выделение справочных, группировочных реквизитов и реквизитов-оснований;
•
логичность построения, т.е. старшие по объему понятий признаки должны
предшествовать младшим (например, наименование предприятия -» наименование цеха
-» номер участка);
•
согласование последовательности реквизитов в документе с макетами размещения
информации на экране ЭВМ и в файлах.
Процесс разработки первичных документов имеет особенности в
каждой организации и выполняется в следующей последовательности.
1.
Определение полного реквизитного состава каждого документа.
2.
Классификация реквизитов: однозначные и многозначные; признаки и
основания; справочные и группировочные; переносимые и не переносимые на
машинные носители.
3.
Установление логической соподчиненности реквизитов первичных
документов.
4.
Выбор какой-либо формы первичного документа.
5.
Осуществление размещения реквизитов по выбранной форме в соответствии
с проведенной классификацией.
6.
Выполнение расчета размеров документа по вертикали и горизонтали с
учетом размера полей.
7.
Выбор формата бумажного носителя.
8.
Построение эскиза документа соответствующей формы.
9.
Выделение толстой линией реквизитов, переносимых на машинный носитель.
10. Редактирование шапок документов в
соответствии со словарем-тезаурусом.
Как правило, используют ряд типовых форм документов. Например,
линейная форма отличается тем, что в ней каждому типу реквизитов
соответствует только одно значение этого реквизита, и они располагаются по
горизонтали. Анкетная форма используется также для однозначных
реквизитов, но этот набор реквизитов располагается по вертикали. Табличная
форма используется для многозначных реквизитов, при этом в ней столбцы
содержат типы реквизитов, а строки отражают значения типов.
Как правило, для первичных документов, имеющих однозначные и
многозначные реквизиты, применяют комбинированную форму, состоящую из
трех зон:
I - заголовочная зона,
предназначенная для однозначных реквизитов, включающая группу справочных и
группировочных признаков, используемых при машинной обработке;
II -
содержательная зона, включающая группу многозначных реквизитов, предназначенных
для пользователя и для машинной обработки, и включающая группу справочных
признаков, совокупность группировочных признаков и группу реквизитов-оснований;
III -
оформительная зона, в которой, как правило, располагаются подписи должностных
лиц.
Особенности проектирования форм документов результатной
информации
В результате решения задачи рассчитываются результатные
показатели, которые требуется выдать на материальный носитель в виде, удобном
для пользователя. Так как результатный документ используется для осуществления
процессов управления, то он должен отвечать следующим требованиям:
•
полнота информации, т.е. результатные документы должны содержать в
себе первичные (исходные) и результатные показатели;
•
количество результатных показателей должно соответствовать количеству
группировочных признаков (количество итогов должно быть равно количеству ключей
сортировки);
•
своевременность предоставления информации управленческому персоналу;
•
достоверность предоставляемой информации;
•
хорошая читаемость (логичность построения форм и наличие хорошо
отредактированного текста шапок документов);
•
отсутствие показателей, рассчитываемых вручную.
Можно выделить следующие принципы построения
результатных документов:
•
выделение трех зон в документе;
•
разделение реквизитов на однозначные, т.е. имеющие одно значение на
документ, и многозначные реквизиты, имеющие несколько значений в документе;
•
выделение группировочных реквизитов, помещаемых во вторую зону
документа, и размещение этих реквизитов в порядке убывания старшинства;
•
выделение реквизитов-оснований и размещение их в последовательности,
противоположной той, в какой выстраиваются группировочные реквизиты, по которым
рассчитываются итоги (т.е. от первичных оснований - к результатным, а среди
результатных - размещение их в порядке возрастания старшинства итога);
•
если документ не размещается на одном стандартном листе, то выполнение
разрыва строк и переноса оставшихся строк документа второй зоны вместе с
реквизитами третьей зоны на другой лист, сохраняя размеры листов стандартными
(при таком перенесении строк заголовки таблиц не переносятся, а переносятся
только номера колонок).
Построение результатных документов должно выполняться в
следующей последовательности.
1.
Определение полного реквизитного состава документа.
2.
Классификация реквизитов-признаков: на справочные и группировочные;
реквизитов-оснований на первичные и результатные, а результатных оснований - по
степеням итогов.
3.
Выбор формы документа (с одной или несколькими таблицами в
содержательной части документа).
4. Размещение
реквизитов в форме согласно их логической соподчиненности.
Если длина строки документа, т.е. его ширина, больше ширины
каретки печатающего устройства (с учетом возможного уменьшения размеров шрифта),
то перегруппировка реквизитов таблицы осуществляется с использованием следующих
методов:
• вынос
итоговых колонок в итоговые строки;
•
перенос не уместившихся в листе колонок на новый лист с продолжением нумерации
колонок (такие документы затем склеиваются).
При этом осуществляется выделение в правой части первой зоны
специальной области для служебных реквизитов (количество листов в документе,
номер текущего листа, количество экземпляров, номер экземпляра).