61. Информационное обеспечение автоматизированных
информационных систем
Основной принцип создания информационного обеспечения (ИО) —
решение задачи удовлетворения информационных потребностей пользователя и (или)
системы управления объектом (производством.)
При решении этих задач осуществляется:
• накопление
информации;
• обмен
информацией;
• обработка
информации;
• управление
данными;
•
формализация данных и знаний. Создание ИО проходит следующие этапы:
•
исследование информационных потоков;
• разработка
системы классификации и кодирования;
• разработка
унифицированных форм представления данных в информационной базе;
• накопление
массивов данных и работа с ними.
На предпроектной стадии разработки АС на основании
технико-экономического обоснования разрабатывается техническое задание (ТЗ) на
создание системы. В ТЗ определяются принципы ее построения, организационная и
функциональная структура, требования к обеспечивающим подсистемам, в том числе к
ИО.
Информационное обеспечение определяет размещение и формы
организации информации в системе, представляя собой совокупность методов и
средств построения и реализации информационной базы.
ИО реализуется как:
I.
Внешнее (немашинное) ИО, которое, однако, должно учитывать принципы
автоматизации информационных процессов.
Его состав:
• система
классификации и кодирования;
•
нормативно-справочные документы;
• оперативные
документы;
•
методические и инструктивные материалы.
Движение этих документов реализуется в соответствии с организационной
структурой управления.
II.
Внутримашинное ИО включает:
•
информационные массивы, составляющие информационную базу системы;
• пакеты
программ.
ИО реализуется в виде банков данных и банков знаний, в основе
построения которых — модели накопления данных и представления знаний. Эти
процессы должны быть формализованы на концептуальном и логическом уровнях.
Традиционно, в соответствии с ГОСТ 34.03-90, информационное
обеспечение рассматривалось как «совокупность форм документов, классификаторов,
нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам
существования информации, применяемой в АС при ее функционировании».
Таким образом, информационное обеспечение АИС включало три
составляющих: единую систему классификации и кодирования информации,
унифицированные системы документации и массивы информации.
Лингвистическое обеспечение рассматривалось как «совокупность
средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении
пользователей и эксплуатационного персонала АС с комплексом средств
автоматизации при функционировании АС». Лингвистическое обеспечение АИС
включало две составляющих: лексическую (словарную) базу и языковые средства.
В настоящее время информационное обеспечение рассматривается
как совокупность собственно информационного и лингвистического обеспечения. При
этом под собственно информационным обеспечением понимают файлы операционной
системы и базы данных, а под лингвистическим — форматную базу, лексическую базу
и языковые средства.
Поэтому можно сформулировать:
Информационное обеспечение АИС — это совокупность баз
данных и файлов операционной системы, форматной и лексической баз, а также
языковых средств, предназначенных для ввода, обработки, поиска и представления
информации в форме, необходимой потребителю.
Информационное обеспечение делят на немашинное и машинное. К
первому относят классификаторы технико-экономической информации,
нормативно-справочную информацию. Ко второму относят БД, СУБД. Это деление
довольно условное, так как первый вид обеспечения можно вести и на ЭВМ.