39. Корпоративные автоматизированные информационные системы:
структура, задачи, функции
Корпоративная информационная система – это
масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов
хозяйственной деятельности небольших и средних предприятий, в том числе
корпораций, состоящих из группы компаний, требующих единого управления.
В ИС такого рода информация хранится в локальной сети на
выделенном файл – сервере, к которому осуществляется доступ с рабочих станций. В
процессе обработки все необходимые данные передаются с файл-сервера на рабочие
станции по локальной сети и, тем самым создают большой трафик. Эффективность
использования таких систем зависит от существующей нагрузки на сеть и характера
решаемых задач.
Задачи, решаемые корпоративной информационной системой (КИС)
Приобретение Корпоративной Информационной Системы (КИС), это
лишь приобретение инструмента, позволяющего сохранить управление над компанией
либо повысить эффективность этого управления. "Автоматического управления", к
сожалению, не бывает. Поэтому если после внедрения Корпоративной Информационной
Системы (КИС) не ускоряется процесс сбора и обработки информации, не повышается
достоверность и полнота данных, а руководство организации не получает новых
данных, или не может правильно их использовать, то информация остается
невостребованной, а это не приводит к повышению эффективности решений.
Корпоративная Информационная Система (КИС) сама по себе не повышает прибыльность
предприятия. Она может повысить эффективность и ускорить процесс обработки
данных, может предоставить информацию для принятия решений. Увеличивают
прибыльность эффективные решения на основе этой информации. Поэтому необходимо
не только правильно выбрать и внедрить Корпоративную Информационную Систему
(КИС), но и научиться ее использовать с максимальной отдачей. Причем понимание
возможностей и способов использования Корпоративной Информационной Системы (КИС)
должно предшествовать, а точнее определять выбор, поставщика и процесс внедрения
Корпоративной Информационной Системы (КИС). Главное, что позволяет сделать
Корпоративную Информационную Систему (КИС) - объединить информацию о
деятельности предприятия. Для промышленного предприятия это - данные о
производстве, финансах, закупках, сбыте. На основе полученной информации
руководитель может оперативно корректировать и планировать деятельность
предприятия. Он получает возможность увидеть все предприятие изнутри,
посмотреть, как функционируют основные системы, где и за счет чего можно
минимизировать издержки, что мешает увеличить прибыль. Также возрастает
потребность и в аналитических свойствах Корпоративной Информационной Системы
(КИС). Руководство холдингов заинтересовано в консолидации информации,
поступающей из филиалов и центральных офисов их предприятий, а также в
возможности проведения дистанционного мониторинга состояния всех подразделений.
Типовые цели проекта автоматизации
Основная цель корпоративной информационной системы - повышение
прибыли компании за счет наиболее эффективного использования всех ресурсов
компании и повышения качества принимаемых управленческих решений.
1. Оперативный доступ к
достоверной, исчерпывающей информации, представленной в удобном виде,
руководителей всех уровней управления предприятием;
2. Создание единого
информационного пространства для всех уровней управления;
3. Упрощение регистрации данных
и их обработку;
4. Избавление от двойной
регистрации одних и тех же данных;
5. Регистрация информации там,
где она действительно появляется, а не там где она стала необходимой, т.е.
регистрация информации в режиме реального времени;
6. Снижение трудозатрат и
распределение их равномерно на всех участников системы учета, планирования и
управления;
7. Автоматизация консолидации
данных для распределенной организационной структуры (холдингов).
В концепции построения корпоративных информационных систем
используются следующие методологии.
MPS (Master Planning Schedule) –
объемно-календарное планирование. Является базовой практически для всех
планово-ориентированных методологий. Применяется прежде всего в производстве,
может использоваться и в других отраслях бизнеса, например дистрибуции.
MRP (Material Requirements Planning) –
планирование потребности в материальных ресурсах. Заключается в определении
конечной потребности в ресурсах по данным объемно-календарного плана
производства.
CRP (Capacity Requirements Planning) –
планирование производственных ресурсов. Обычно применяется совместно с MRP ввиду
тесной логической связи при планировании. Методологии MRP/CRP используются в
АСУП производственных предприятий.
FRP (Finance Requirements Planning) –
планирование финансовых ресурсов.
MRPII (Manufacturing Resources
Planning) – планирование производства.
Интегрированная методология, включающая MRP/CRP и, как правило, MPS и
FRP. При использовании данной методологии подразумевается анализ финансовых
результатов производственного плана.
ERP (Enterprise Resources Planning) –
концепция бизнес-планирования.
Интегрированная система, выполняющая функции, которые предусмотрены
концепциями MPS-MRP/CRP-FRP. Важным отличием от методологии MRPII является
возможность «динамического анализа» и «динамического изменения плана» по всей
цепочке планирования. Конкретные возможности методологии ERP зависят от
программной реализации.
CSRP (Customer Synchronized Resources Planning)
– планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем. CSRP включает в себя
полный цикл – от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика
до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Суть CSRP состоит в
том, чтобы интегрировать покупателя в систему управления предприятием.
SCM (Supply Chain Management) – управление
цепочками поставок. Реализация данной концепции направлена на оптимизацию
управления логистическими цепями и снижение транспортных и операционных расходов
путем оптимального структурирования логистических схем поставок. Концепция SCM
поддерживается в большинстве систем ERP- и MRPII-класса.
CRM (Customer Relationship Management) –
концепция построения автоматизированных систем обслуживания клиентов компании.
Подразумевает накопление, обработку и анализ не только финансово-бухгалтерской,
но и другой информации о взаимоотношениях с клиентами. Это способствует
повышению производительности менеджеров, увеличению объемов продаж, улучшению
качества обслуживания клиентов.
В состав корпоративной информационной системы входят следующие
основные связанные между собой компоненты:
1. электронные административные
регламенты
2. подсистемы и их оперативные
базы данных
3. подсистема администрирования
Связь между основными компонентами осуществляется с помощью
веб-сервисов.
Электронный административный регламент или электронный
регламент административной деятельности является реализацией задачи управления
потоками работ, которое представлено в формате jBoss process definition language
(jPDL) – языка описания процессов.
Подсистемами корпоративной информационной системы могут
являться приложения, функционирующие на разных платформах, в т.ч. унаследованные
в процессе разработки новых корпоративных систем. Для их включения в поток работ
создаются специальные интерфейсные сервисы, исполняющие роль адаптеров и
обеспечивающие взаимодействие между компонентами корпоративной информационной
системы, Потоки работ управляются с помощью Business Process
Management engine (jBPM) – сервера управления
потоками работ и Enterprise Service Bus (ESB)
– интеграционной сервисной шины, работающих совместно с JBoss Application Server
– сервера приложений. Сервисы должны быть специфицированы в формате Web Services
Description Language (WSDL) – языка описания веб-сервисов, основанного на языке
XML, – и соответствующим образом опубликованы.
Оперативные базы данных служат для хранения документов и
основных объектов учета, к которым относятся:
· юридические и
физические лица
· процессы,
процедуры и события процессов и процедур
· участники
процессов, процедур и событий
· документы
участников процессов
Обработка информации в оперативных базах данных осуществляется
с помощью специальных информационных веб-сервисов.
Подсистема администрирования (ПА) предназначена для
автоматизации функций настройки и управления функционированием различных
подсистем и компонентов корпоративной информационной системы и состоит из
следующих основных компонентов:
· модуля ведения
словарей, иерархических классификаторов и ведения библиотек словарей
· модуля управления
ролевой политикой безопасности и правами доступа пользователей к компонентам
системы
· модуля
манипулирования метаданными
· модуля настройки
функционирования агентов системы
· модуля
журналирования
· набора
веб-сервисов, обеспечивающих предоставление данных ПА различным компонентам
системы