1

К оглавлению

 

 

39. Корпоративные автоматизированные информационные системы: структура, задачи, функции

Корпоративная информационная система – это масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной деятельности небольших и средних предприятий, в том числе корпораций, состоящих из группы компаний, требующих единого управления.

В ИС такого рода информация хранится в локальной сети на выделенном файл – сервере, к которому осуществляется доступ с рабочих станций. В процессе обработки все необходимые данные передаются с файл-сервера на рабочие станции по локальной сети и, тем самым создают большой трафик. Эффективность использования таких систем зависит от существующей нагрузки на сеть и характера решаемых задач.

Задачи, решаемые корпоративной информационной системой (КИС)

Приобретение Корпоративной Информационной Системы (КИС), это лишь приобретение инструмента, позволяющего сохранить управление над компанией либо повысить эффективность этого управления. "Автоматического управления", к сожалению, не бывает. Поэтому если после внедрения Корпоративной Информационной Системы (КИС) не ускоряется процесс сбора и обработки информации, не повышается достоверность и полнота данных, а руководство организации не получает новых данных, или не может правильно их использовать, то информация остается невостребованной, а это не приводит к повышению эффективности решений. Корпоративная Информационная Система (КИС) сама по себе не повышает прибыльность предприятия. Она может повысить эффективность и ускорить процесс обработки данных, может предоставить информацию для принятия решений. Увеличивают прибыльность эффективные решения на основе этой информации. Поэтому необходимо не только правильно выбрать и внедрить Корпоративную Информационную Систему (КИС), но и научиться ее использовать с максимальной отдачей. Причем понимание возможностей и способов использования Корпоративной Информационной Системы (КИС) должно предшествовать, а точнее определять выбор, поставщика и процесс внедрения Корпоративной Информационной Системы (КИС). Главное, что позволяет сделать Корпоративную Информационную Систему (КИС) - объединить информацию о деятельности предприятия. Для промышленного предприятия это - данные о производстве, финансах, закупках, сбыте. На основе полученной информации руководитель может оперативно корректировать и планировать деятельность предприятия. Он получает возможность увидеть все предприятие изнутри, посмотреть, как функционируют основные системы, где и за счет чего можно минимизировать издержки, что мешает увеличить прибыль. Также возрастает потребность и в аналитических свойствах Корпоративной Информационной Системы (КИС). Руководство холдингов заинтересовано в консолидации информации, поступающей из филиалов и центральных офисов их предприятий, а также в возможности проведения дистанционного мониторинга состояния всех подразделений.

Типовые цели проекта автоматизации

Основная цель корпоративной информационной системы - повышение прибыли компании за счет наиболее эффективного использования всех ресурсов компании и повышения качества принимаемых управленческих решений.

1. Оперативный доступ к достоверной, исчерпывающей информации, представленной в удобном виде, руководителей всех уровней управления предприятием;

2. Создание единого информационного пространства для всех уровней управления;

3. Упрощение регистрации данных и их обработку;

4. Избавление от двойной регистрации одних и тех же данных;

5. Регистрация информации там, где она действительно появляется, а не там где она стала необходимой, т.е. регистрация информации в режиме реального времени;

6. Снижение трудозатрат и распределение их равномерно на всех участников системы учета, планирования и управления;

7. Автоматизация консолидации данных для распределенной организационной структуры (холдингов).

 

В концепции построения корпоративных информационных систем используются следующие методологии.

MPS (Master Planning Schedule) – объемно-календарное планирование. Является базовой практически для всех планово-ориентированных методологий. Применяется прежде всего в производстве, может использоваться и в других отраслях бизнеса, например дистрибуции.

MRP (Material Requirements Planning) – планирование потребности в материальных ресурсах. Заключается в определении конечной потребности в ресурсах по данным объемно-календарного плана производства.

CRP (Capacity Requirements Planning) – планирование производственных ресурсов. Обычно применяется совместно с MRP ввиду тесной логической связи при планировании. Методологии MRP/CRP используются в АСУП производственных предприятий.

FRP (Finance Requirements Planning) – планирование финансовых ресурсов.

MRPII (Manufacturing Resources Planning)планирование производства. Интегрированная методология, включающая MRP/CRP и, как правило, MPS и FRP. При использовании данной методологии подразумевается анализ финансовых результатов производственного плана.

ERP (Enterprise Resources Planning) – концепция бизнес-планирования. Интегрированная система, выполняющая функции, которые предусмотрены концепциями MPS-MRP/CRP-FRP. Важным отличием от методологии MRPII является возможность «динамического анализа» и «динамического изменения плана» по всей цепочке планирования. Конкретные возможности методологии ERP зависят от программной реализации.

CSRP (Customer Synchronized Resources Planning) – планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем. CSRP включает в себя полный цикл – от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Суть CSRP состоит в том, чтобы интегрировать покупателя в систему управления предприятием.

SCM (Supply Chain Management) – управление цепочками поставок. Реализация данной концепции направлена на оптимизацию управления логистическими цепями и снижение транспортных и операционных расходов путем оптимального структурирования логистических схем поставок. Концепция SCM поддерживается в большинстве систем ERP- и MRPII-класса.

CRM (Customer Relationship Management) – концепция построения автоматизированных систем обслуживания клиентов компании. Подразумевает накопление, обработку и анализ не только финансово-бухгалтерской, но и другой информации о взаимоотношениях с клиентами. Это способствует повышению производительности менеджеров, увеличению объемов продаж, улучшению качества обслуживания клиентов.

В состав корпоративной информационной системы входят следующие основные связанные между собой компоненты:

1. электронные административные регламенты

2. подсистемы и их оперативные базы данных

3. подсистема администрирования

Связь между основными компонентами осуществляется с помощью веб-сервисов.

Электронный административный регламент или электронный регламент административной деятельности является реализацией задачи управления потоками работ, которое представлено в формате jBoss process definition language (jPDL) – языка описания процессов.

Подсистемами корпоративной информационной системы могут являться приложения, функционирующие на разных платформах, в т.ч. унаследованные в процессе разработки новых корпоративных систем. Для их включения в поток работ создаются специальные интерфейсные сервисы, исполняющие роль адаптеров и обеспечивающие взаимодействие между компонентами корпоративной информационной системы, Потоки работ управляются с помощью Business Process Management engine (jBPM) – сервера управления потоками работ и Enterprise Service Bus (ESB) – интеграционной сервисной шины, работающих совместно с JBoss Application Server – сервера приложений. Сервисы должны быть специфицированы в формате Web Services Description Language (WSDL) – языка описания веб-сервисов, основанного на языке XML, – и соответствующим образом опубликованы.

Оперативные базы данных служат для хранения документов и основных объектов учета, к которым относятся:

·   юридические и физические лица

·   процессы, процедуры и события процессов и процедур

·   участники процессов, процедур и событий

·   документы участников процессов

Обработка информации в оперативных базах данных осуществляется с помощью специальных информационных веб-сервисов.

Подсистема администрирования (ПА) предназначена для автоматизации функций настройки и управления функционированием различных подсистем и компонентов корпоративной информационной системы и состоит из следующих основных компонентов:

·   модуля ведения словарей, иерархических классификаторов и ведения библиотек словарей

·   модуля управления ролевой политикой безопасности и правами доступа пользователей к компонентам системы

·   модуля манипулирования метаданными

·   модуля настройки функционирования агентов системы

·   модуля журналирования

·   набора веб-сервисов, обеспечивающих предоставление данных ПА различным компонентам системы

 

 

К оглавлению

Hosted by uCoz