33. Мировой информационный рынок
Назначение рынка
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и
продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они
стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный
рынок) — система экономических, правовых и организационных отношений по
торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной
номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления,
ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими
материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена
выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты,
товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода
информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного
обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе
поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними,
порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
• центры, где создаются и хранятся базы данных, а
также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
• центры, распределяющие информацию на основе
разных баз данных;
• службы телекоммуникации и передачи данных;
• специальные службы, куда стекается информация
по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования,
например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
• коммерческие фирмы;
• информационные брокеры.
Потребителями информационных продуктов и услуг
могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.
История развития рынка информационных услуг
С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка
информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись:
информационные службы академических, профессиональных и научно-технических
обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители —
ученые и специалисты в области науки и техники.
С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг
начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.
С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого
внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы
данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.
Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и
глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал
диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все
больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
Структура рынка информационных продуктов и услуг
Инфраструктура информационного рынка —
совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или
организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
Инфраструктуру информационного рынка представить пятью
секторами:
•
научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических
разработок по разным отраслям;
• объекты
художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;
• услуги
образования — все виды обучении;
• управленческие
данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические
данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации
по принятию решений;
• бытовая
информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке,
сведения о рынке труда.
Сектора информационного рынка
Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.
1-й сектор—деловая информация, состоит из
следующих частей:
• биржевая и
финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки,
рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные
службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
• статистическая
информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической,
социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные
службы, компании, консалтинговые фирмы;
• коммерческая
информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их
продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях,
деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются
специальные информационные службы.
2-й сектор — информация для специалистов,
содержит следующие части:
• профессиональная
информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов,
преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
•
научно-техническая информация — документальная, библиографическая, реферативная,
справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по
отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
• доступ к
первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и
специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по
межбиблиотечному абонементу в различных формах.
3-й сектор—потребительская информация, состоит
из следующих частей:
• новости и
литература — информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы,
справочники, энциклопедии;
• потребительская
информация — расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах,
заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
• развлекательная
информация — игры, телетекст, видеотекст.
4-й сектор—услуги образования, включает все
формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное,
среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку.
Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или
некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие
компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики
обучения и пр.
5-й сектор —обеспечивающие информационные
системы и средства, состоит из следующих частей:
• программные
продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до
неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы
общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в
конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими
методами и др.;
• технические
средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника,
сопутствующие материалы и комплектующие;
• разработка и
сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в
целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных
моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение
баз данных;
• консультирование
по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать
информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации
профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе
какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;
• подготовка
источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и
т.п.
Правовое регулирование на информационном рынке
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности
поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности
и имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов,
постановлений, законов, таких, как:
• "Об информации, информационных технологиях и
защите информации".
• "Об авторском праве и смежных правах".
• "О правовой охране программ для ЭВМ и баз
данных".
• "О правовой охране топологий интегральных
схем".