Сертификация – деятельность по подтверждению
соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов
или условиям договоров.
Оценка соответствия – прямое или косвенное определение
соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий
соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям
стандартов или условиям договоров.
Система сертификации – совокупность правил
выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования
системы сертификации в целом.
Знак соответствия – обозначение, служащее для
информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации
требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Схема сертификации – состав и последовательность
действий третьей стороны при оценке соответствия продукции, услуг, систем
качества и персонала.
Знак обращения на рынке – обозначение, служащее для
информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение
продукции требованиям технических регламентов
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
· содействие
потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);
· защита
потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
· контроль
безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и
имущества;
· подтверждение
показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем
(исполнителем);
· создание условий
для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России,
а также для участия в международном экономическом, научно-техническом
сотрудничестве и международной торговле.
В области информационной технологии выделяют следующие группы
объектов сертификации:
1. Базы данных
2. Технология проектирования,
разработки
3. Программные средства
В зависимости от уровня действия системы сертификации
делятся на:
1. Региональные
2. Национальные
3. Международные
В соответствии с законом «о техническом регулировании» в
российской федерации обязательное подтверждение соответствия осуществляется в
следующих формах:
1. Обязательная сертификация
2. Декларирование
соответствия
В зависимости от правового статуса сертификация делится на:
1. Обязательную
2. Добровольную
Добровольная сертификация – сертификация, при которой
разработчики и поставщики добровольно предоставляют информационные
технологии для сертификации с учетом экономических оценок выгодности ее
проведения для их изделий.
Обязательная сертификация – сертификация, при которой
разработчики и поставщики информационной технологии обязаны подвергать свои
изделия независимой экспертизе на соответствие техническим регламентам и
требованиям качества для получения разрешения сертификационных центров на их
реальную эксплуатацию по прямому назначению.
Области обязательной сертификации:
1. Информационные технологии в
авиации
2. Информационные технологии в
банковских системах
3. Информационные технологии в
космосе
Области добровольной сертификации:
1. Компоненты операционных
систем
2. Пакеты прикладных программ
широкого применения
К основным принципам сертификации относятся:
1. Открытость и закрытость
информации
2. Законодательная основа
3. Открытость системы
сертификации, гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с
международными нормами и правилами
Орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по
сертификации.
Федеральное агентство по техническому регулированию и
метрологии обладает исключительным правом официального опубликования
информации, касающейся продукции и услуг, сертифицированных и маркированных
знаком соответствия национальным стандартам.
Нормативная база сертификации
В основу работ по сертификации положена разветвленная
иерархическая система документов, которые (за исключением рекомендаций) носят
обязательный характер.
1. Законодательные акты Российской Федерации.
Эта группа документов представлена в Законах РФ «О
сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей». В соответствии с
этими законами вводится обязательная сертификация конкретных объектов
(продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), определяются федеральные органы
исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов,
создаются соответствующие системы сертификации, устанавливаются перечни объектов
обязательной сертификации.
2. Подзаконные акты — постановления Правительства РФ.
Они вводят в действие перечни продукции, услуг и другие
объекты, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросы сертификации, а
также устанавливают правила выполнения отдельных видов работ и услуг.
3. Основополагающие организационно-методические документы.
Документы этой группы определяют требования к организации
работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы
сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней:
· документы,
действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы
сертификации;
· документы,
созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамках
конкретных систем.
4. Организационно-методические документы, распространяющиеся
на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и
порядков.
5. Классификаторы, перечни и номенклатуры.
6. Рекомендательные документы.
Развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации,
методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения
эффективности работы специалистов.
7. Справочные информационные материалы.
Содержат расширенную информацию об объектах,
зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ,
экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, являющихся
полнотекстовыми, они представляют фактографические базы данных, содержащиеся в
Госреестре. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов,
можно получить сведения в справочных информационных материалах.