1

К оглавлению

 

26. Стандартизация информационных технологий

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

Область стандартизации совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.

Объект стандартизациипредмет, подлежащий или подвергшийся стандартизации.

Виды объектов стандартизации:

1. предметы общественного производства

2. предметы и явления природы

3. процессы общественного производства

Технический регламентдокумент, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Нормативный документ по стандартизации документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Целями стандартизации являются:

·   повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

·   обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

·   содействие соблюдению требований технических регламентов;

·   создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

В соответствии с законом «о техническом регулировании» к документам в области стандартизации, используемым на территории российской федерации, относятся:

1. национальные стандарты                                  

2. правила, нормы, рекомендации                      

3. общероссийские классификаторы ТЭиСИ    

4. стандарты организаций

Стандартизация осуществляется на следующих уровнях:

1. региональный

2. административно- территориальный

3. национальный

4. международный

В зависимости от специфики объекта и содержания, устанавливаемых к нему требований, стандарты делятся на:

1. стандарты на продукцию и услуги

2. основополагающие стандарты

3. стандарты на процессы

4. стандарты на методы контроля

Орган стандартизацииорган, деятельность которого в области стандартизации общепризнана на национальном, региональном или международном уровнях.

В зависимости от выполняемых функций выделяют следующие виды органов стандартизации:

1. рабочие

2. руководящие

3. контролирующие

К руководящим органам  по стандартизации относится федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

К рабочим органам стандартизации относятся:

1. технический комитет

2. НИИ системы Росстандарта РФ

3. отделы стандартизации, головные организации при министерствах РФ

К контролирующим органам  по стандартизации относятся территориальные органы по стандартизации.

Международные стандарты имеют статус необязательных к применению.

Система  управления качеством продукции – совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

ИСО 9000 – в этом пакете международных стандартов сконцентрирован мировой опыт управления качеством.

ИСОНЕТ – международная информационная система, предназначенная для обеспечения обмена информацией о международных и национальных стандартах и других нормативных документах по стандартизации, а также об издании книг, справочников и учебной литературы в области стандартизации.

В качестве основных групп объектов стандартизации в области информационной технологии выделяют:

1. Технологические процессы и их обеспечение

2. Представление информации и документов

3. Организационные аспекты

4. Научно-техническая терминология

Особенности информационной технологии как объекта стандартизации заключаются в:

1. Наличии большого количества массовых технологических процессов

2. Многообразии  объектов

3. Необходимости соблюдения авторского права

Виды стандартов

1. В зависимости от специфики объекта

1.1. Основополагающие

1.2. Стандарты на продукцию и услуги

1.2.1 Стандарты общих технических условий

1.2.2 Стандарты технических условий

1.3. Стандарты на процессы

1.4. Стандарты на методы контроля

2. В зависимости от сферы действия

2.1. Международные

2.2. Региональные (в том числе отраслевые)

2.3. Национальные

Виды стандартов в области ИТ

1. В зависимости от уровня (статуса утверждения стандарта)

1.1. Стандарты де-юре – разрабатываются и применяются официальными организациями по стандартизации.

1.2. Стандарты де-факто – широко признанные стандарты независимо от того были ли они одобрены каким-либо официальным органом по стандартизации. Такой стандарт может быть разработан какой-либо компанией или консорциумом. Стандарт де-факто ассоциируется с технологиями, аппаратными, программными средствами или программными продуктами.

Не всегда стандарты де-юре становятся стандартами де-факто.

2. В зависимости от характера установленных требований.

2.1. Базовые стандарты – стандарты, определяющие фундаментальные, общие процедуры, положения и требования, которые могут быть использованы в различных предметных областях.

2.2. Функциональные стандарты (профили) – стандарты, определяющие соответствующие подмножества или комплектации базовых стандартов, которые используются для обеспечения реализации конкретных процессов, функций и задач ИС, применимость конкретных факультативных параметров из базовых стандартов, а также являются основой для разработки аттестационных тестов для испытателей и подтверждение соответствия компонентов и средств ИТ.

Таким образом профиль – совокупность совместимых базовых стандартов с различной функциональностью, предназначенная для обеспечения потребности некоторой сферы применения.

3. В зависимости от сферы применения

3.1. Стандарты “горизонтального рынка” – стандарты, которые не зависят от области применения.

3.2. Стандарты  “вертикального рынка” – предназначены для конкретной предметной области.

Стандарты ИПИ-технологий – стандарты, направленные на обеспечение качественно нового уровня организации процессов проектирования, производства и эксплуатации сложной, наукоемкой продукции.

Стандарты OSI – стандарты, обеспечивающие переносимость программного обеспечения и информационных ресурсов с одной платформы на другую, тот или иной уровень интероперабельности программных продуктов различных поставщиков и информационных ресурсов.

Совокупности комплексов и систем стандартов – все аспекты стандартизации в области информационной технологии сосредоточены в данном комплексе стандартов

Единый комплекс стандартов  на автоматизированные системы – комплекс взаимосвязанных межотраслевых документов, обеспечивающих стандартизацию и унификацию  автоматизированных систем всех видов, процессов их создания, функционирования и развития.

Единый комплекс стандартов на автоматизированные системы распространяется на:

1. Составные части автоматизированных систем

2. Жизненный цикл автоматизированных систем

3. Процессы обработки информации в автоматизированных системах

Характерной особенностью современного этапа международной стандартизации является разработка и реализация крупномасштабных проектов с учетом глобальной информатизации

В настоящее время проблемами международной стандартизации в области информационных технологий занимаются преимущественно следующие международные организации:

1. ИСО

2. МЭК

3. МСЭ

Для обеспечения взаимодействия при  разработке стандартов в сфере информационных технологий  на международном уровне совместный технический комитет образовали следующие международные организации:

1. ИСО

2. МЭК

STEP – международная  программа, направленная на разработку стандарта по обмену данными, который  обеспечивает полное описание изделия  для передачи  информации от одной системы автоматизированного программирования к другой, независимо от отрасли промышленности.

ESPRITрегиональная программа в рамках которой в странах европейского сообщества проводятся работы по стандартизации  и обеспечению качества информационных технологий.

К оглавлению

Hosted by uCoz