Стандартизация - деятельность по установлению
правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования,
направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения
продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;
Техническое регулирование - правовое
регулирование отношений в области установления, применения и исполнения
обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам
проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в
области установления и применения на добровольной основе требований к продукции,
процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства,
монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области
оценки соответствия;
Область стандартизации – совокупность
взаимосвязанных объектов стандартизации.
Объект стандартизации – предмет, подлежащий или
подвергшийся стандартизации.
Виды объектов стандартизации:
1. предметы общественного производства
2. предметы и явления природы
3. процессы общественного производства
Технический регламент – документ,
устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам
технического регулирования.
Нормативный документ по стандартизации –
документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся
определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу
пользователей.
Стандарт – документ, в котором в целях
добровольного многократного использования устанавливаются характеристики
продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или
оказания услуг.
Целями стандартизации являются:
· повышение уровня
безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц,
государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска
возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья
животных и растений;
· обеспечение
конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений,
рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств
(машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов),
технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов
исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических
данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения
государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции
(работ, услуг);
· содействие
соблюдению требований технических регламентов;
· создание систем
классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации,
систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества
продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению
работ по унификации.
В соответствии с законом «о техническом регулировании» к
документам в области стандартизации, используемым на территории российской
федерации, относятся:
1. национальные стандарты
2. правила, нормы, рекомендации
3. общероссийские классификаторы ТЭиСИ
4. стандарты организаций
Стандартизация осуществляется на следующих уровнях:
1. региональный
2. административно-
территориальный
3. национальный
4. международный
В зависимости от специфики объекта и содержания,
устанавливаемых к нему требований, стандарты делятся на:
1. стандарты на продукцию и
услуги
2. основополагающие стандарты
3. стандарты на процессы
4. стандарты на методы
контроля
Орган стандартизации – орган, деятельность
которого в области стандартизации общепризнана на национальном, региональном или
международном уровнях.
В зависимости от выполняемых функций выделяют следующие виды
органов стандартизации:
1. рабочие
2. руководящие
3. контролирующие
К руководящим органам по стандартизации относится
федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
К рабочим органам стандартизации относятся:
1. технический комитет
2. НИИ системы Росстандарта РФ
3. отделы стандартизации,
головные организации при министерствах РФ
К контролирующим органам по стандартизации относятся
территориальные органы по стандартизации.
Международные стандарты имеют статус необязательных к
применению.
Система управления качеством продукции –
совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов
и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого
уровня качества продукции.
ИСО 9000 – в этом пакете международных стандартов
сконцентрирован мировой опыт управления качеством.
ИСОНЕТ – международная информационная система,
предназначенная для обеспечения обмена информацией о международных и
национальных стандартах и других нормативных документах по стандартизации, а
также об издании книг, справочников и учебной литературы в области
стандартизации.
В качестве основных групп объектов стандартизации в области
информационной технологии выделяют:
1. Технологические процессы и
их обеспечение
2. Представление информации и
документов
3. Организационные аспекты
4. Научно-техническая
терминология
Особенности информационной технологии как объекта
стандартизации заключаются в:
1. Наличии большого количества
массовых технологических процессов
2. Многообразии объектов
3. Необходимости соблюдения
авторского права
Виды стандартов
1. В зависимости от специфики объекта
1.1. Основополагающие
1.2. Стандарты на продукцию и услуги
1.2.1 Стандарты общих технических условий
1.2.2 Стандарты технических условий
1.3. Стандарты на процессы
1.4. Стандарты на методы контроля
2. В зависимости от сферы действия
2.1. Международные
2.2. Региональные (в том числе отраслевые)
2.3. Национальные
Виды стандартов в области ИТ
1. В зависимости от уровня (статуса утверждения стандарта)
1.1. Стандарты де-юре – разрабатываются и применяются
официальными организациями по стандартизации.
1.2. Стандарты де-факто – широко признанные стандарты
независимо от того были ли они одобрены каким-либо официальным органом по
стандартизации. Такой стандарт может быть разработан какой-либо компанией или
консорциумом. Стандарт де-факто ассоциируется с технологиями, аппаратными,
программными средствами или программными продуктами.
Не всегда стандарты де-юре становятся стандартами де-факто.
2. В зависимости от характера установленных требований.
2.1. Базовые стандарты – стандарты, определяющие
фундаментальные, общие процедуры, положения и требования, которые могут быть
использованы в различных предметных областях.
2.2. Функциональные стандарты (профили) – стандарты,
определяющие соответствующие подмножества или комплектации базовых стандартов,
которые используются для обеспечения реализации конкретных процессов, функций и
задач ИС, применимость конкретных факультативных параметров из базовых
стандартов, а также являются основой для разработки аттестационных тестов для
испытателей и подтверждение соответствия компонентов и средств ИТ.
Таким образом профиль – совокупность совместимых базовых
стандартов с различной функциональностью, предназначенная для обеспечения
потребности некоторой сферы применения.
3. В зависимости от сферы применения
3.1. Стандарты “горизонтального рынка” – стандарты, которые
не зависят от области применения.
3.2. Стандарты “вертикального рынка” – предназначены
для конкретной предметной области.
Стандарты ИПИ-технологий – стандарты, направленные на
обеспечение качественно нового уровня организации процессов проектирования,
производства и эксплуатации сложной, наукоемкой продукции.
Стандарты OSI – стандарты,
обеспечивающие переносимость программного обеспечения и информационных ресурсов
с одной платформы на другую, тот или иной уровень интероперабельности
программных продуктов различных поставщиков и информационных ресурсов.
Совокупности комплексов и систем стандартов – все
аспекты стандартизации в области информационной технологии сосредоточены в
данном комплексе стандартов
Единый комплекс стандартов на автоматизированные
системы – комплекс взаимосвязанных межотраслевых документов, обеспечивающих
стандартизацию и унификацию автоматизированных систем всех видов,
процессов их создания, функционирования и развития.
Единый комплекс стандартов на автоматизированные системы
распространяется на:
1. Составные части
автоматизированных систем
2. Жизненный цикл
автоматизированных систем
3. Процессы обработки
информации в автоматизированных системах
Характерной особенностью современного этапа международной
стандартизации является разработка и реализация крупномасштабных проектов с
учетом глобальной информатизации
В настоящее время проблемами международной стандартизации в
области информационных технологий занимаются преимущественно следующие
международные организации:
1. ИСО
2. МЭК
3. МСЭ
Для обеспечения взаимодействия при разработке
стандартов в сфере информационных технологий на международном уровне
совместный технический комитет образовали следующие международные организации:
1. ИСО
2. МЭК
STEP – международная
программа, направленная на разработку стандарта по обмену данными, который
обеспечивает полное описание изделия для передачи информации от
одной системы автоматизированного программирования к другой, независимо от
отрасли промышленности.
ESPRIT – региональная
программа в рамках которой в странах европейского сообщества проводятся работы
по стандартизации и обеспечению качества информационных технологий.