25. Мультимедиа-технологии
Термин «мультимедиа» означает много средств представления
информации пользователю; его можно перевести на русский язык как «много сред»
или «много носителей».
Мультимедиа — это специальные технологии,
позволяющие с помощью программного обеспечения и технических средств
обрабатывать на компьютере обычную информацию (текст и графику), а также звук,
фотографию, анимацию (движущиеся образы) и видео.
Мультимедийное программное обеспечение—это
программные средства, предназначенные для создания и/или воспроизведения
мультимедийных документов и объектов.
Мультимедийное аппаратное обеспечение—это
оборудование, необходимое для созд-я, хран-я и воспроизведения мул-го пр-го
обесп-я. Исторически к нему относятся звуковая карта, дисковод CD-ROM
и звуковые колонки. Эту группу обор-ния наз-ют также базовым мультимедийным
комплектом.
В настоящее время важное место среди мультимедиа-технологий
занимает компьютерная обработка видеоинформации, которая включает совокупность
изображений, демонстрируемых последовательно и позволяющих человеческому глазу
воспринимать отображаемые объекты как движущиеся. Зрительный эффект движения
достигается за счет того, что каждое следующее демонстрируемое изображение
отличается от предыдущего небольшими последовательно перемещающимися деталями.
Следует отметить, что в обиходных ситуациях под термином
«видео» понимают ряд изображений, демонстрирующих движение, сопровождаемых
звуковым рядом.
Технологию мультимедиа образуют следующие компоненты:
· аппаратные
средства компьютера, обеспечивающие доступ к данным и воспроизведение
мультимедийной информации;
· программные
средства, обслуживающие доступ и воспроизведение;
· носители
информации в мультимедиа-формате.
Запись и воспроизведение информации в мультимедиа-формате
производятся на компьютере с помощью специальных аппаратных и программных
средств. Существует определенный минимум средств, которыми должен располагать
компьютер, чтобы его можно было считать мультимедийным.
Форматы мультимедиа:
· Простой текст
без форматирования (txt, csv)
· Текст с
форматированием (rtf, html)
· Растровая
графика (png, gif)
· Векторная
графика (svg)
· Электронные
публикации (pdf)
· Звук (OGG
Vorbis (ogg)
· Видео (MPEG-1 и
M)
Средства создания мультимедиа-приложений:
Asymetrix Multimedia ToolBook 4.0 – простые
средства навигации; мощный язык OpenScript; мощные редакторы мультимедиа и
Script Editor.
Macromedia Director 5.0 – гибкий, интуитивный
интерфейс; точная синхронизация; разработка кросс-платформенных приложений;
широкий выбор возможностей распространения и воспроизведения.
Microsoft Visual Basic 4.0
– мощные возможности программирования; доступ к базам данных и связи с
другими приложениями; невысокая цена.
Oracle Media Objects 1.0
– простая компоновка мультимедиа; разработка кросс-платформенных приложений;
высокоуровневый язык сценариев; мощные возможности распространения; невысокая
цена.
Strata MediaForge 2.0 –
объектно-ориентированный пользовательский интерфейс с применением
перетаскивания; развитые возможности и спецэффекты.
Разновидности мультимедиа:
Гипермедиа – расширение понятия гипертекст на
мультимедийные (в том числе аудио, трехмерные графические, анимационные и др.)
виды организации структур записей данных.
Интерактивная мультимедиа - мультимедийная
система, обеспечивающая возможность произвольного управления видеоизображением и
звуком в режиме диалога.
Live video - “Реальное / живое видео” -
характеристика системы мультимедиа с точки зрения ее способности работать в
реальном времени. Примерами могут служить разработки IBM: Linkway Live и
StoryBoard Live.
Гипермедиа (гиперсреда) – это мультимедиумная
(многоканальная) база данных, предъявляющая на экран компьютера не только
текстографические узлы как гипертекстовая система, но и фрагменты, состоящие из
мультипликации, графических образов, звука, музыки, речи и видеопродукции.
Простой набор воспроизводящего оборудования образует
мультимедиа (многоканальные средства подачи информации), которые превращаются в
гипермедиа только в том случае, когда внутрь мультимедиальных записей
встраиваются связи, обеспечивающие легкость перехода из одного места в другое.
Уже сегодня удалось дополнить гипермедиа воздействиями на
осязательные и обонятельные рецепторы, трехмерным изображением, вибрацией на
разных частотах. Речь идет о создании искусственной среды, которая не только
предъявляет изображение и звук, но и воздействует физически. Появляется
возможность имитировать тряску автомобиля, качку корабля, землетрясение,
воздействие ветра, пользователь может потрогать изображаемый предмет руками,
переместить его на экране и т.п.
Гипермедиа может предъявлять информацию на одну и ту же тему
параллельно в виде текста, графиков, рисунков, звуков, музыки, речи,
видеопродукции. Информация, идущая по разным каналам, должна быть согласованной,
чтобы восприятие информации по одному каналу не ослабляло, а усиливало
восприятие информации по другому каналу. Точно так же как текст усиленный
рисунком, воспринимается лучше, образ, составленный путем наложения фонового
изображения, динамического объекта, мультипликации, звукового и речевого
сопровождения и текста способен проявить синергический взаимоусиливающий эффект
при своем восприятии.
Другим способом является предоставление пользователю права
выбора информационного канала и самой информации. Иногда пользователь,
действительно, знает как ему поступить. К сожалению, в общем случае это не
простая задача, и здесь, видимо, сможет помочь компьютер.
Таким образом, к проблемам дезориентации и усложнения
диспетчеризации пропущенных узлов добавляется проблема согласования разнородной
информации.