23. Технологии создания Web -
сайтов
Веб-сайт – совокупность веб-страниц с повторяющимся
дизайном, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном
веб-сервере.
Веб-страница – самостоятельная часть веб-сайта;
документ, снабженный уникальным адресом (URL). Веб-страница может иметь
статическое или динамическое построение. Обычно веб-страницы организуется в виде
гипертекста с включениями текста, графики, звука, видео или анимацию. В сети
Интернет просмотр веб-страниц осуществляется посредством браузера.
Стадии и этапы создания сайтов
Наиболее распространенным видом сетевых информационных
ресурсов являются сайты, имеющие уникальный сетевой адрес и доступные при
использовании программных средств, поддерживающих протокол
http.
Сайты выполняют различные функции: информационную,
коммуникативную, кумулятивную, мемориальную, рекламную,
пропагандистскую, инвестиционную организационную, представительскую и др.
Создание сайтов в настоящее время становится массовой
деятельностью.
Стадии и этапы:
1. Предпроектная стадия
1.1. Обследование предметной области
1.2. Разработка концептуальной модели
1.3. Разработка технического задания
2. Проектная стадия
2.1. Логическое проектирование
2.2.Физическое проектирование
3. Послепроектная стадия
3.1. Изготовление опытного образца сайта
3.2. Оценка сайта
3.3. Размещение сайта
3.4. Продвижение сайта
3.5. Передача в эксплуатацию
3.6. Эксплуатация сайта
3.7. Модернизация сайта
Инфологическое проектирование сайтов
Эффективность и качество сайта во многом
предопределяется результатами предпроектного обследования предметной
области.
В первую очередь, необходимо выявить потребность в создании
сайта, которая может быть обусловлена наличием проблемной ситуации в
функционировании объекта сайтостроения – предприятия, учреждения, организации,
фирмы и т.п.
Далее необходимо определить семантические и формальные
границы предметной области. Семантические границы, главным образом, определяются
направлениями деятельности предприятия, учреждения, организации, фирмы и т. п.
как объекта сайтостроения.
Семантические границы предметной области задаются путем
перечисления предметных рубрик, ключевых слов или дескрипторов, которые затем
объединяются в логико-понятийную схему предметной области.
Установление формальных границ при создании сайтов
распространяется на хронологические, языковые признаки отбора исходных
документов, а также их видовой состав.
Для получения полного объективного представления об объекте
сайтостроения необходимо построить его информационный образ.
Важнейшим фактором, определяющим наполнение, формы
представления и стиль изложения материала, дизайн, состав сервисных возможностей
создаваемого сайта, является установление состава и
характеристика категорий потенциальных пользователей. Среди них особо должны
быть выделены и описаны приоритетные категории пользователей.
Завершающим видом работ, выполняемых в ходе обследования
предметной области, является выявление и анализ имеющихся сайтов в заданной
предметной области. Полученные результаты могут быть использованы при принятии
проектных решений как в области контента создаваемого сайта, так и при
формировании требований к дизайну, программно-технической реализации.
В целом, полученные в ходе предпроектного обследования
сведения должны адекватно отражать предметную область, быть непротиворечивыми и
обеспечивать целостное представление предприятия, учреждения, организации, фирмы
и т. п. как объекта сайтостроения.
Концептуальная модель предметной области предполагает
описание объектов, выявленных в результате анализа предметной области, и
их взаимосвязей. Для каждого объекта должна быть представлена определенная
совокупность характерных свойств.
Концептуальное проектирование предполагает построение
ER-модели сайта, которая должна отражать следующие
характеристики: официальное наименование сайта; указание на его тип по различным
основаниям деления; назначение; состав пользователей; перечень структурных
элементов; состав функциональных характеристик; формы представления
информации.
Важнейшими структурными элементами сайта являются рубрики и
подрубрики. Для них также должны быть разработаны соответствующие
ER-модели. Для каждой рубрики должен быть определен
состав подрубрик и последовательность их расположения на сайте, т. е. уровень
вложения информации в рамках каждой конкретной подрубрики.
На данном этапе одной из важнейших проблем является
принятие обоснованных решений о включении тех или иных рубрик и подрубрик в
структуру сайта. При этом целесообразным является использование подхода,
предполагающего выделение трех категорий рубрик сайта: обязательных (являются
обязательными для любого сайта; в совокупности образуют необходимый минимум
рубрик сайта), условных (являются обязательными для: сайта определенного типа;
сайта определенного типа учреждения, организации, предприятия; сайта,
ориентированного на определенные приоритетные (основные) категории
пользователей) и факультативных (могут использоваться для: обеспечения
дополнительных сервисных возможностей сайта; ориентации на дополнительные
категории пользователей)
Концептуальная модель должна быть представлена в
графической форме. Важнейшим требованием, предъявляемым к
ER-модели, является ее наглядность и однозначность
восприятия. Для отображения объектов и их свойств в составе
ER-модели используются специальные графические
обозначения, идентичные используемым при проектировании баз данных и принятые в
теории построения ER-моделей.
Итогом концептуального проектирования должна стать
карта создаваемого сайта, которая может быть представлена в виде иерархического
дерева.
Формулирование требований к структуре и составу сайта
базируется на определении общих и специальных требований. В качестве общих
требований выделяются: полнота отражения материала, порционность,
структурированность, необходимая степень детализации материала, четкость,
ясность и лаконичность используемой информации, оптимальность объема
информации, размещаемой на экране (отсутствие перегрузок экрана), использование
экранных форматов, максимально обеспечивающих эффективное восприятие информации,
сочетание различных видов представления информации (фото, рисунков, схем и т.
п.), адаптируемость к группам потенциальных пользователей сайта.
Завершающим видом работ на этапе разработки технического
задания является формулирование требований к оценке качества сайта по
следующим направлениям: оценка качества содержания; оценка качества формы
представления; оценка качества программной реализации сайта; оценка
функциональных возможностей сайта.
Датологическое проектирование сайтов
На этапе логического проектирования осуществляется
принятие проектных решений с учетом отраженных в техническом задании требований.
Следующим видом работ, выполняемых на этапе логического
проектирования, является разработка аспектных структур наполнения каждой
рубрики (подрубрики). Состав аспектов рассмотрения зависит от специфики
материала, представленного в каждой рубрике.
Итогом логического проектирования должна стать развернутая
карта сайта, в которой отражены взаимосвязи между рубриками и подрубриками на
уровне аспектов содержания.
Создание и оценка сайтов
При создании сайта следует предусмотреть обеспечение его
защищенности от случайных или преднамеренных воздействий естественного либо
искусственного характера, т. е. его информационную безопасность. Проблемы в
системе защиты информации могут появляться как из-за ошибок программирования,
так и из-за неавторизованного доступа.
Также следует при программировании ограничить использование
скриптов, «заглушить потайные проходы» - малозаметные средства доступа в систему
или скрытого манипулирования ею.
Физическое проектирование заключается в трансформации
логической структуры сайта в физическую структуру сайта. Физическая структура
сайта описывает структуру файлов, составляющих сайт, включая их местоположение в
файловой системе web-сервера. Конструкция
физической структуры сайта зависит от сложности задач, стоящих перед
разработчиками (в частности, программистами).
Качество сайта, главным образом, зависит от
качества подготовки исходных материалов.
Подготовка материала для сайта включает следующие
этапы:
- отбор материала;
- анализ и переработка исходных материалов;
- структурирование материала.
Программная реализация предполагает последовательную подготовку текстовых, графических, анимационных, видео-, аудиоматериалов и т. п. материалов с использованием соответствующих программных средств. Создание web-страниц осуществляется в соответствии со спецификой возможностей выбранных программных средств.
Тестирование сайта фактически означает окончание разработки
сайта. Тестирование – это метод измерения качества и надежности функционирования
сайта. Тестирование может проводиться традиционным (ручным) или
автоматизированным способами. Выявленные в ходе тестирования недостатки должны
быть устранены. Результатом этого завершающего этапа реализации проекта является
сайт, готовый к размещению на сервере и эксплуатации.
По завершении апробации сайта необходимо осуществить
подготовку и запись сайта на носитель (CD, винчестер и
т. п.).
Оценка качества сайта проводится по основным направлениям, определенным в техническом задании:
1. оценка качества содержания;
2. оценка качества формы представления;
3. оценка качества программной реализации;
4. оценка функциональных возможностей.