1

К оглавлению

 

2. Нормативно-правовая база информатизации

В нашей стране осознание идей информатизации на государственном уровне относится к концу 1980-х годов. В основе государственной  политики России в области информатизации общества  лежит сближение национального законодательства с общемировым.   Законодательство в сфере информационной деятельности включает: информационно-правовые нормы Конституции  РФ; законодательство об интеллектуальной собственности; законодательство о средствах массовой информации; законодательство о связи и телекоммуникациях; законодательство о формировании информационных ресурсов, предоставлении информационных услуг; законодательство о реализации права на доступ к информации; законодательство о создании и применении информационных систем  и средств их обеспечения; законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности.

Формирование и развитие нормативно-правовой базы информатизации  осуществляется путем разработки и  принятия законов и подзаконных актов на федеральном и региональном уровнях. Общая характеристика  важнейших законодательных актов:            

Федеральный закон «О правовой охране программ для  электронно-вычислительных машин и баз данных» - отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием программ для ЭВМ или баз данных;

Федеральный закон «Об информации, ИТ и защите информации» - отношения, возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации;

Федеральный закон «Об авторском праве  и смежных правах» -              отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права);

Федеральный закон «Об участии в  международном информационном обмене» - отношения, возникающие при участии органов государственной власти и органов местного  самоуправления РФ, юридических и физических лиц, находящихся на территории РФ, в международном информационном обмене и в использовании средств международного информационного обмена, в т. ч. для решения задач в области научного и художественного творчества, образования и культуры, развития хозяйственных связей, международного сотрудничества, укрепления правопорядка;

Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» - отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок.        

По мнению специалистов сферы информационного права, состояние современной нормативно-правовой базы информационной деятельности характеризуется фрагментарностью и устарелостью многих нормативных актов. В то же время подготовлены и находятся на стадии обсуждения важные законопроекты, принятие которых может существенно повысить эффективность нормативного регулирования информационной деятельности. К таким документам следует отнести Федеральные законы «Об информации персонального характера»,  «О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию Интернет»,  «Об электронной торговле»,  «Об электронном документе»,  «О предоставлении электронных финансовых услуг» и др.

Достижению успехов в информатизации российского общества призвана способствовать разработка и реализация комплекса специальных целевых программ, принятых на федеральном и  отраслевом   уровнях.     В каждом регионе с учетом состояния и перспектив его социально-экономического развития разрабатывается концепция региональной информатизации, которая является неотъемлемой частью концепции информатизации общества в целом и отдельного государства, в частности.  В свою очередь,  концепция информатизации региона включает в себя программы  информатизации  различных сфер деятельности,  предприятий, учреждений, организаций в регионе.  

Концепции и научные программы в сфере  информатизации российского общества

1. Концепция  формирования информационного общества в России - определение российского пути построения информационного общества; основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию;

2.  Концепция  государственного управления информационными ресурсами - определение методов и механизмов, при помощи которых государство обеспечивает выполнение функций управления государственными ресурсами, в т.ч.: обеспечения полноты создания, надежного хранения и защиты, эффективного использования;

3. Доктрина информационной безопасности - формирование  государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;  совершенствование правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; разработка целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Настоящая Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере;

4. Федеральная целевая программа «Развитие информатизации в России на период до 2010 г.» - создание технико-технологических, социально-политических, экономических и культурных предпосылок и условий перехода страны к информационному обществу за счет существенного повышения эффективности процессов информатизации, достигаемого путем усиления регулирующего воздействия государства на эти процессы;

5. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 – 2010 гг.)» - повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления благодаря внедрению и массовому распространению информационно-коммуникационных технологий; создание предпосылок для развития гражданского общества путем обеспечения прав на свободный доступ к информации, а также расширение подготовки специалистов по информационно-коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей;

6. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 гг.)» - создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей: укрепление единства образовательного пространства на всей территории страны; повышение качества образования во всех регионах России; создание условий для полноценной реализации конституционного права на образование всеми гражданами России; сохранение, развитие и наиболее эффективное использование научно-педагогического потенциала страны; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий; создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом;

7. Региональная целевая программа «Программа развития единой образовательной информационной среды Кемеровской области» (2001 – 2005 гг.)» - разработка комплексного проекта развития региональной образовательной информационной среды Кузбасса; обеспечение массового и полноценного доступа образовательных учреждений Кемеровской области к глобальным телекоммуникационным сетям и образовательным ресурсам сферы образования и науки;

 Особое место среди перечисленных целевых программ информатизации занимает Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», которая свидетельствует  о заинтересованном отношении государства к решению  задач информатизации и вхождения России в информационное общество. Данная Программа предусматривает реализацию мероприятий по следующим основным взаимосвязанным направлениям:

- совершенствование регулирования в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

- обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества, создание предпосылок для эффективного взаимодействия между государством и гражданами на основе широкого использования ИКТ;

- модернизация органов власти, государственного и муниципального управления посредством внедрения ИКТ;

- взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор;

- развитие образования и науки, повышение уровня кадрового потенциала, поддержка общедоступных баз данных и электронных библиотек;

- содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения ИКТ;

- развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.

В Программе сделан акцент на повсеместном внедрении в государственных органах систем электронного документооборота, которые смогут взаимодействовать между собой и с внешним миром по электронным коммуникациям.

Реализация Программы позволит преодолеть информационное неравенство между Россией и другими развитыми странами, обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в т. ч. права на свободный доступ к информации и защиту персональной информации.

 

К оглавлению

Hosted by uCoz