2.
Нормативно-правовая база информатизации
В нашей стране осознание идей информатизации на
государственном уровне относится к концу 1980-х годов. В основе государственной
политики России в области информатизации общества
лежит сближение национального законодательства с общемировым.
Законодательство в сфере информационной деятельности включает:
информационно-правовые нормы Конституции
РФ; законодательство об интеллектуальной собственности; законодательство
о средствах массовой информации; законодательство о связи и телекоммуникациях;
законодательство о формировании информационных ресурсов, предоставлении
информационных услуг; законодательство о реализации права на доступ к
информации; законодательство о создании и применении информационных систем
и средств их обеспечения; законодательство в сфере обеспечения
информационной безопасности.
Формирование и развитие нормативно-правовой базы
информатизации осуществляется путем
разработки и принятия законов и
подзаконных актов на федеральном и региональном уровнях. Общая характеристика
важнейших законодательных актов:
Федеральный закон «О правовой охране
программ для
электронно-вычислительных машин и баз данных»
-
отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием программ для
ЭВМ или баз данных;
Федеральный закон «Об информации, ИТ и
защите информации»
- отношения, возникающие при: формировании и использовании информационных
ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска,
распространения и предоставления потребителю документированной информации;
создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и
информатизации;
Федеральный закон «Об авторском праве
и смежных правах» -
отношения,
возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы
и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач
организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права);
Федеральный закон «Об участии в
международном информационном обмене» -
отношения, возникающие при участии органов государственной власти и органов
местного самоуправления РФ,
юридических и физических лиц, находящихся на территории РФ, в международном
информационном обмене и в использовании средств международного информационного
обмена, в т. ч. для решения задач в области научного и художественного
творчества, образования и культуры, развития хозяйственных связей,
международного сотрудничества, укрепления правопорядка;
Федеральный закон «Об электронной
цифровой подписи» - отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых
сделок.
По мнению специалистов сферы информационного права, состояние
современной нормативно-правовой базы информационной деятельности характеризуется
фрагментарностью и устарелостью многих нормативных актов. В то же время
подготовлены и находятся на стадии обсуждения важные законопроекты, принятие
которых может существенно повысить эффективность нормативного регулирования
информационной деятельности. К таким документам следует отнести Федеральные
законы «Об информации персонального характера»,
«О государственной политике Российской Федерации по развитию и
использованию Интернет», «Об
электронной торговле», «Об
электронном документе», «О
предоставлении электронных финансовых услуг» и др.
Достижению успехов в информатизации российского общества
призвана способствовать разработка и реализация комплекса специальных целевых
программ, принятых на федеральном и
отраслевом уровнях.
В каждом регионе с учетом состояния и перспектив его
социально-экономического развития разрабатывается концепция региональной
информатизации, которая является неотъемлемой частью концепции информатизации
общества в целом и отдельного государства, в частности.
В свою очередь, концепция
информатизации региона включает в себя программы
информатизации различных
сфер деятельности, предприятий,
учреждений, организаций в регионе.
Концепции и научные программы в сфере
информатизации российского общества
1.
Концепция
формирования информационного общества в России - определение российского
пути построения информационного общества; основных условий, положений и
приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его
реализацию;
2.
Концепция
государственного управления информационными ресурсами - определение
методов и механизмов, при помощи которых государство обеспечивает выполнение
функций управления государственными ресурсами, в т.ч.: обеспечения полноты
создания, надежного хранения и защиты, эффективного использования;
3.
Доктрина
информационной безопасности - формирование
государственной политики в области обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации;
совершенствование правового, методического, научно-технического и
организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
разработка целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской
Федерации. Настоящая Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности
Российской Федерации применительно к информационной сфере;
4.
Федеральная
целевая программа «Развитие информатизации в России на период до
5.
Федеральная
целевая программа «Электронная Россия (2002 – 2010 гг.)» - повышение
эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного
самоуправления благодаря внедрению и массовому распространению
информационно-коммуникационных технологий; создание предпосылок для развития
гражданского общества путем обеспечения прав на свободный доступ к информации, а
также расширение подготовки специалистов по информационно-коммуникационным
технологиям и квалифицированных пользователей;
6.
Федеральная
целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 –
2005 гг.)» - создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной
информационной среды, обеспечивающей: укрепление единства образовательного
пространства на всей территории страны; повышение качества образования во всех
регионах России; создание условий для полноценной реализации конституционного
права на образование всеми гражданами России; сохранение, развитие и наиболее
эффективное использование научно-педагогического потенциала страны; создание
условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе
информационных технологий; создание условий для предоставления российских
образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом;
7.
Региональная целевая программа «Программа развития единой образовательной
информационной среды Кемеровской области» (2001 – 2005 гг.)» - разработка
комплексного проекта развития региональной образовательной информационной среды
Кузбасса; обеспечение массового и полноценного доступа образовательных
учреждений Кемеровской области к глобальным телекоммуникационным сетям и
образовательным ресурсам сферы образования и науки;
Особое
место среди перечисленных целевых программ информатизации занимает Федеральная
целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», которая свидетельствует
о заинтересованном отношении государства к решению
задач информатизации и вхождения России в информационное общество. Данная
Программа предусматривает реализацию мероприятий по следующим основным
взаимосвязанным направлениям:
- совершенствование регулирования в сфере
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- обеспечение информационной прозрачности и открытости
государства для гражданского общества, создание предпосылок для эффективного
взаимодействия между государством и гражданами на основе широкого использования
ИКТ;
- модернизация органов власти, государственного и
муниципального управления посредством внедрения ИКТ;
- взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и
создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор;
- развитие образования и науки, повышение уровня кадрового
потенциала, поддержка общедоступных баз данных и электронных библиотек;
- содействие развитию независимых средств массовой информации
посредством внедрения ИКТ;
- развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.
В Программе сделан акцент на повсеместном внедрении в
государственных органах систем электронного документооборота, которые смогут
взаимодействовать между собой и с внешним миром по электронным коммуникациям.
Реализация Программы позволит преодолеть информационное
неравенство между Россией и другими развитыми странами, обеспечить равноправное
вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе
соблюдения прав человека, в т. ч. права на свободный доступ к информации и
защиту персональной информации.