13. Технологии сбора
информации
Процесс сбора информации
представляет собой деятельность субъекта, целью которого является получение
сведений об интересующем его объекте.
Сбор
информации может
производиться или
человеком, или
с помощью
технических средств и систем - аппаратно. Например, пользователь может
получить информацию о движении поездов или самолетов сам, изучив расписание, или
же от другого человека непосредственно, либо через какие-то документы,
составленные этим человеком, или с помощью технических средств (автоматической
справки, телефона и т. д.).
Из изложенного выше следует
вывод, что система сбора информации может представлять собой сложный
программно-аппаратный комплекс. Как правило, современные системы сбора
информации не только обеспечивают кодирование информации и ее ввод в ЭВМ, но и
выполняют предварительную (первичную) обработку этой информации.
Сбор информации
- это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду,
стандартному для прикладной информационной системы. Обмен информацией между
воспринимающей информацию
системой и окружающей средой
осуществляется посредством сигналов.
Сбор
и регистрация
информации происходят
по-разному в
различных экономических
объектах. Наиболее сложна эта процедура в автоматизированных управленческих
процессах промышленных предприятий, фирм и
т.п., где производятся
сбор и регистрация первичной учетной информации, отражающей
производственно-хозяйственную деятельность объекта.
Особое
значение при этом придается
достоверности, полноте и
своевременности первичной информации. На предприятии
сбор и регистрация информации происходят при выполнении
различных хозяйственных
операций (прием готовой
продукции, получение
и отпуск материалов и т.п.).
Сначала информацию собирают, затем ее фиксируют. Учетные данные могут возникать
на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных деталей,
прошедших сборку узлов, изделий, выявление брака и т.д.
Для
сбора фактической
информации производятся
измерение, подсчет,
взвешивание материальных объектов, получение временных и количественных
характеристик работы отдельных
исполнителей. Сбор
информации, как
правило, сопровождается
ее регистрацией, т.е.
фиксацией информации на материальном носителе (документе или машинном носителе).
Запись в
первичные документы
в основном
осуществляется вручную,
поэтому процедуры сбора и
регистрации остаются пока наиболее трудоемкими.
В
условиях
автоматизации управления
предприятием особое
внимание придается
использованию технических
средств сбора и регистрации информации,
совмещающих операции количественного измерения, регистрации, накоплению и
передаче информации по каналам связи в ЭВМ с целью формирования первичного
документа.
Каналы получения
информации:
Неформальные каналы устанавливаются между отправителем и потребителем
информации непосредственно (личные встречи, беседы, телефонные разговоры,
переписка и т.п.)
Формальные
каналы устанавливаются через специально созданные обществом организации и
учреждения (систему печатных изданий, библиотеки информационные службы).
Формальный канал: курьером, по
почте, по факсу, телеграфу.
Неформальный канал: телефонная
связь, радио-телефонная связь.
Процесс
сбора информации
связан
с переходом от реального представления предметной
области к
его описанию
в формальном виде
и в
виде данных,
которые отражают
это представление.
Источниками
данных в
любой предметной
области являются
объекты и
их свойства, процессы
и функции,
выполняемые этими
объектами или
для них.
Любая предметная
область рассматривается в виде трех представлений:
·
реальное представление
предметной области;
·
формальное представление
предметной области;
·
информационное
представление предметной области.
При сборе (извлечении) информации
важное место занимают различные
формы и методы исследования данных:
·
поиск ассоциаций, связанных
с привязкой к какому-либо событию;
·
обнаружение
последовательностей событий во времени;
·
выявление
скрытых закономерностей
по наборам
данных путем
определения
причинно-следственных связей между значениями определенных косвенных параметров
исследуемого объекта (ситуации, процесса);
·
оценка важности (влияния)
параметров на развитие ситуации;
·
классифицирование
(распознавание), осуществляемое
путем поиска
критериев, по которым можно
было бы относить объект (события, ситуации, процессы) к той или иной категории;
·
кластеризация, основанная
на группировании объектов по каким-либо признакам;
·
прогнозирование событий и
ситуаций.
Задача сбора информации не может
быть решена в отрыве от других задач,
в частности, задачи обмена информацией (передачи).
Среди
методов сбора информации
выделяют:
·
приобретение документов (оптом, в розницу, по подписке, в дар, через
систему обязательного экземпляра);
·
выявление документов с исходной
информацией;
·
мониторинг процессов или явлений;
·
методы формирования выборки;
·
анкетирование;
·
интервьюирование;
·
статистическое наблюдение документального или информационного потоков;
·
прямые и косвенные методы изучения информационных потребностей;
·
метод эксперимента;
·
метод панелей;
·
ранжирование;
·
анализ задач;
·
анализ производственных, управленческих и информационных процессов;
·
методы прогнозирования и др.
Наименование метода |
Характеристика метода |
Разновидности |
Область применения |
Опрос |
Метод сбора первичной
информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей
(респондентам). Позволяет
выявить определенные типичные фактические данные, а также понятия и
суждения по разным вопросам. |
Письменные опросы
(анкетирование); Устные опросы
(интервьюирование); Очные опросы; Заочные опросы
(телефонные, почтовые, опросы с помощью Интернета, через прессу); Интерактивные опросы по
телевидению или по радио; Выборочные опросы; Сплошные опросы |
Сбор первичной информации
(например, об используемых
обеспечивающих средствах, о пользователях и их информационных
потребностях, о рынке
информационных продуктов и услуг, посредниках, об ассортименте и
качестве информационных продуктов и услуг). |
Интервьюирование |
Метод сбора данных,
заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в
непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы,
предусмотрены программой исследования. Является одним из основных видов
опроса. |
Индивидуальные интервью; Парные интервью; Групповые интервью; Массовые интервью; Глубинное интервью; Свободное интервью; Фокусированное интервью; Стандартизованное
интервью; Направленное интервью; Ненаправленное интервью; Опосредованное интервью. |
Сбор данных (например,
об используемых обеспечивающих средствах, о пользователях и их
информационных потребностях, о
рынке информационных продуктов и услуг, посредниках, об ассортименте и качестве
информационных продуктов и услуг. |
Наблюдение |
Метод сбора первичной
информации путем непосредственной регистрации исследователем событий,
явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.
Осуществляется в соответствии с целью и задачами конкретного
исследования. |
Систематическое
наблюдение; Случайное наблюдение; Непосредственное
наблюдение; Опосредованное наблюдение; Лабораторное
(экспериментальное) наблюдение; Полевое наблюдение; Кратковременное
наблюдение; Длительное наблюдение |
Сбор первичной информации
(например, о реализации технологических процессов и операций, этапах
создания и внедрения информационных систем). |
Метод экспертных оценок |
Метод получения информации
путем опроса экспертов, являющихся специалистами в заданной предметной
области. Сущность метода заключается в проведении экспертами
интуитивно-логического анализа проблемы с количественным суждением и
формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки
обобщенное мнение экспертов есть решение проблемы. |
Метод комиссии; Метод мозгового штурма
(или метод коллективной генеральной идеи); Метод Дельфи; Метод эвристического
прогнозирования; Метод обобщения
независимых характеристик; Метод простой ранжировки; Метод задания весовых
коэффициентов; Метод парных срвнений; Метод последовательных
сравнений |
Используется при
определении проблем, целей, объектов, процедур, критериев исследования.
Например, при выявлении и обосновании состава задач, подлежащих
автоматизации; оценке проектных решений; оценке качества информационных
продуктов и услуг. |
Анализ документов |
Один из основных методов
сбора данных, который направлен на получение надежной информации,
зафиксированной в документах. |
Традиционный анализ
документов (внешний и внутренний); Формализованный анализ
документов (контент-анализ) |
Используется в качестве
основного метода при изучении различных видов документов; может также
использоваться как дополнительный метод при
уточнении, обогащении или сравнении результатов наблюдения, опроса, их
проверки. |