10.
Информационные потребности и запросы: сущность, виды, методы изучения
Под
информационной потребностью
понимается свойство отдельного лица, коллектива или системы, отображающее
необходимость получения информации, соответствующей характеру выполняемых
действий или работы.
Информационный запрос
– текст, выражающий некоторую информационную потребность.
Человеческие потребности бывают
следующих видов: индивидуальные, коллективные, общественные
Принято выделять два основных
типа информационных потребностей:
• текущие, обусловленные присущей
человеку любознательностью и заключающиеся в его стремлении быть в курсе всего,
что происходит в мире;
• конкретные (специальные),
состоящие в стремлении получить информацию, необходимую для решения конкретной
задачи - исследовательской, профессиональной, управленческой и т.п.
Конкретные информационные
потребности в определенной степени зависят от особенностей задач, для решения
которых необходима соответствующая информация. Если ограничиться сферой науки и
техники, то их можно разделить на три основных вида:
• информационные потребности
ученых-исследователей;
• информационные потребности
специалистов (инженеров, врачей, агрономов и т.п.);
• информационные потребности
управляющих (руководителей).
Информационные потребности могут
выражаться либо в форме устных или письменных информационных запросов, либо в
определенном поведении потребителя по отношению к потенциальным источникам
информации (другим людям, литературе, СМИ и др.). Если ИПотр выражена в
письменном виде и отчуждена от ее источника, возникает проблема точности и
полноты выражения ИПотр в информационном запросе. Специалисты в области
информационного поиска различают информацию, имеющую отношение к ИПотр - ее
называют релевантной, и информацию, непосредственно удовлетворяющую ИПотр - ее
называют пертинентной.
Решающим условием эффективного
удовлетворения ИПотр является ясное осознание и четкое выражение того, какая
информация действительно нужна потребителю для решения стоящей перед ним задачи.
Без этого трудно рассчитывать на получение в информационном центре или
библиотеке тех сведений, в которых потребитель нуждается.
Учение о психологической
установке позволяет объяснить понятие пертинентности, которое является одним из
ключевых понятий в теории информационного поиска. Под пертинентностью понимается
соответствие найденных документов или сведений подлинной ИПотр ученого или
специалиста, которую нередко он сам может ясно не осознавать.
Из предложенной интерпретации
сущности ИПотр и механизма ее удовлетворения следует, что отнесение человеком
поступающей к нему информации к категории релевантной или нерелевантной
полностью определяется тем, какой образ поставленной задачи сложился у данного
человека. Сам этот образ зависит, по крайней мере, от трех следующих факторов:
• информации, которая уже
накоплена в его памяти;
• выбранного пути решения задачи;
• темпов и промежуточных
результатов решения.
Надо иметь в виду, что образ
задачи уточняется или даже изменяется под воздействием поступающей информации и
промежуточных результатов решения данной задачи. В связи с этим изменяются и
признаки, по которым опознается и отбирается релевантная информация. Поэтому для
адекватного информационного обслуживания специалистов необходимо, чтобы оно было
не только индивидуальным, но и включало в себя постоянную обратную связь с
обслуживаемым абонентом для своевременного учета изменений в его ИПотр.
Среди факторов, определяющих как
изменение образа жизни, так и содержание информационных потребностей личности,
первостепенную роль играет уровень образования. Повышение образования имеет
двоякое влияние на характер информационных потребностей. До получения среднего
образования наблюдается постепенное развитие информационных потребностей «вширь»
и повышение активности потребления массовой информации в целом. Особенно быстро
возрастает роль телевидения. Дальнейшее повышение уровня образования такого
резкого «расширяющего» влияния на информационные потребности не оказывает. В
возрасте старше 18 лет основное значение приобретает тип образования
(гуманитарное, техническое и т.п.), в соответствии с которым происходит
углубление и дифференциация информационных потребностей, а также функций,
выполняемых СМИ. Общим для групп различного типа высшего образования является
возрастание роли и эффективности использования печатных источников информации, а
также межличностного общения на работе. В использовании же телевидения как
средства приобщения к культуре наблюдаются заметные различия: в группах с
техническим, сельскохозяйственным, экономическим высшим образованием
эффективность телевидения остается сравнительно высокой, в то же время люди с
высшим гуманитарным образованием ставят на первое место литературно-общественные
журналы, книги и т. д., оставляя телевидению лишь роль информатора о текущих
событиях культурной и политической жизни и развлекателя.
Исследование информационных
потребностей должно исходить из их типологии: общепсихологические,
коммуникативные, науковедческие, информативные. Выявление степени их
удовлетворения — первоочередная задача. Во всех случаях подобного исследования
за основу необходимо брать предметную область, т. е. изучать не только интересы,
но и мотивы. Всестороннее выяснение мотивационного диапазона информационных
потребностей даст возможность управлять мотивировками.
Для качественного изучения
целесообразно использовать комплексный подход, т.к. возможно одновременно
изучать не только текущие информационные потребности и информационные запросы,
но и те, которые можно спрогнозировать на несколько лет вперед. Это: метод
свободного диалога, блиц-тестирование, деловая игра, обратная связь.