1

К оглавлению

 

10. Информационные потребности и запросы: сущность, виды, методы изучения

Под информационной потребностью понимается свойство отдельного лица, коллектива или системы, отображающее необходимость получения информации, соответствующей характеру выполняемых действий или работы.

Информационный запрос – текст, выражающий некоторую информационную потребность.

Человеческие потребности бывают следующих видов: индивидуальные, коллективные, общественные

Принято выделять два основных типа информационных потребностей:

• текущие, обусловленные присущей человеку любознательностью и заключающиеся в его стремлении быть в курсе всего, что происходит в мире;

• конкретные (специальные), состоящие в стремлении получить информацию, необходимую для решения конкретной задачи - исследовательской, профессиональной, управленческой и т.п.

Конкретные информационные потребности в определенной степени зависят от особенностей задач, для решения которых необходима соответствующая информация. Если ограничиться сферой науки и техники, то их можно разделить на три основных вида:

• информационные потребности ученых-исследователей;

• информационные потребности специалистов (инженеров, врачей, агрономов и т.п.);

• информационные потребности управляющих (руководителей).

Информационные потребности могут выражаться либо в форме устных или письменных информационных запросов, либо в определенном поведении потребителя по отношению к потенциальным источникам информации (другим людям, литературе, СМИ и др.). Если ИПотр выражена в письменном виде и отчуждена от ее источника, возникает проблема точности и полноты выражения ИПотр в информационном запросе. Специалисты в области информационного поиска различают информацию, имеющую отношение к ИПотр - ее называют релевантной, и информацию, непосредственно удовлетворяющую ИПотр - ее называют пертинентной.

Решающим условием эффективного удовлетворения ИПотр является ясное осознание и четкое выражение того, какая информация действительно нужна потребителю для решения стоящей перед ним задачи. Без этого трудно рассчитывать на получение в информационном центре или библиотеке тех сведений, в которых потребитель нуждается.

Учение о психологической установке позволяет объяснить понятие пертинентности, которое является одним из ключевых понятий в теории информационного поиска. Под пертинентностью понимается соответствие найденных документов или сведений подлинной ИПотр ученого или специалиста, которую нередко он сам может ясно не осознавать.

Из предложенной интерпретации сущности ИПотр и механизма ее удовлетворения следует, что отнесение человеком поступающей к нему информации к категории релевантной или нерелевантной полностью определяется тем, какой образ поставленной задачи сложился у данного человека. Сам этот образ зависит, по крайней мере, от трех следующих факторов:

• информации, которая уже накоплена в его памяти;

• выбранного пути решения задачи;

• темпов и промежуточных результатов решения.

Надо иметь в виду, что образ задачи уточняется или даже изменяется под воздействием поступающей информации и промежуточных результатов решения данной задачи. В связи с этим изменяются и признаки, по которым опознается и отбирается релевантная информация. Поэтому для адекватного информационного обслуживания специалистов необходимо, чтобы оно было не только индивидуальным, но и включало в себя постоянную обратную связь с обслуживаемым абонентом для своевременного учета изменений в его ИПотр.

Среди факторов, определяющих как изменение образа жизни, так и содержание информационных потребностей личности, первостепенную роль играет уровень образования. Повышение образования имеет двоякое влияние на характер информационных потребностей. До получения среднего образования наблюдается постепенное развитие информационных потребностей «вширь» и повышение активности потребления массовой информации в целом. Особенно быстро возрастает роль телевидения. Дальнейшее повышение уровня образования такого резкого «расширяющего» влияния на информационные потребности не оказывает. В возрасте старше 18 лет основное значение приобретает тип образования (гуманитарное, техническое и т.п.), в соответствии с которым происходит углубление и дифференциация информационных потребностей, а также функций, выполняемых СМИ. Общим для групп различного типа высшего образования является возрастание роли и эффективности использования печатных источников информации, а также межличностного общения на работе. В использовании же телевидения как средства приобщения к культуре наблюдаются заметные различия: в группах с техническим, сельскохозяйственным, экономическим высшим образованием эффективность телевидения остается сравнительно высокой, в то же время люди с высшим гуманитарным образованием ставят на первое место литературно-общественные журналы, книги и т. д., оставляя телевидению лишь роль информатора о текущих событиях культурной и политической жизни и развлекателя.

Исследование информационных потребностей должно исходить из их типологии: общепсихологические, коммуникативные, науковедческие, информативные. Выявление степени их удовлетворения — первоочередная задача. Во всех случаях подобного исследования за основу необходимо брать предметную область, т. е. изучать не только интересы, но и мотивы. Всестороннее выяснение мотивационного диапазона информационных потребностей даст возможность управлять мотивировками.

Для качественного изучения целесообразно использовать комплексный подход, т.к. возможно одновременно изучать не только текущие информационные потребности и информационные запросы, но и те, которые можно спрогнозировать на несколько лет вперед. Это: метод свободного диалога, блиц-тестирование, деловая игра, обратная связь.

К оглавлению

Hosted by uCoz