1

К оглавлению

   

 

83. Объектно-ориентированное программирование

Объектно-ориентированное программирование – это методика разработки программ, в основе которой лежит понятие объект.

Объект – это некоторая структура, соответствующая объекту реального мира, его поведению.

Задача, решаемая с использованием методики ООП, описывается в терминах объектов и операций над ними, а программа при таком подходе представляет собой набор объектов и связей между ними.

Суть ООП состоит в том, чтобы обращаться с данными и процедурами, которые выполняют действия над данными, как с единым объектом, т.е. самодостаточным элементом, который в чем-то идентичен другим таким же объектам, но в тоже время отличается от них определенными уникальными свойствами.

В технологии объектно-ориентированного программирования объекты сохраняют свою целостность, все свойства объекта и его поведение описываются внутри самого объекта.

В настоящее время методология объектно-ориентированного программирования используется в ряде языков высокого уровня, например, в Java, Си++  и Visual Basic, в интегрированных средах, например, в Delphi.

В ООП, программа рассматривается как содержащая набор отдельных модулей, или объектов, которые влияют друг на друга. Каждый из этих объектов может рассматриваться как по своей сути независимая программа, с определенной ролью или ответственностью.

Систематическое применение объектно-ориентированного подхода позволяет разрабатывать хорошо структурированные, надежные в эксплуатации, достаточно просто модифицируемые программные системы. Этим объясняется интерес программистов к объектно-ориентированному подходу и объектно-ориентированным языкам программирования. ООП является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений теоретического и прикладного программирования.

Основная цель объектно-ориентированного программирования — связать вместе данные (в виде переменных) с кодом, который работает с этими данными

Основные понятия объектно-ориентированного программирования: объект, класс, свойство, метод, событие.

Класс сложная структура, включающая, помимо описания данных, описание процедур и функций, которые могут быть выполнены над представителем класса - объектом.

Объект - совокупность свойств (параметров) определенных сущностей и методов их обработки (программных средств).

Объект содержит инструкции (программный код), определяющие действия, которые может выполнять объект, и обрабатываемые данные.

Свойство - характеристика объекта, его параметр. Все объекты наделены определенными свойствами, которые в совокупности выделяют объект из множества других объектов.

Одним из свойств объекта являются метод его обработки.

Метод - программа действий над объектом или его свойствами.

Метод рассматривается как программный код, связанный с определенным объектом; осуществляет преобразование свойств, изменяет поведение объекта.

Объект может обладать набором заранее определенных встроенных методов обработки, либо созданных пользователем или заимствованных в стандартных библиотеках, которые выполняются при наступлении заранее определенных событий, например, однократное нажатие левой кнопки мыши, вход в поле ввода, выход из поля ввода, нажатие определенной клавиши и т.п.

Событие - изменение состояния объекта.

Внешние события генерируются пользователем (например, клавиатурный ввод или нажатие кнопки мыши, выбор пункта меню, запуск макроса); внутренние события генерируются системой.

Объекты могут объединяться в классы (группы или наборы - в различных программных системах возможна другая терминология).

Методы построения классов

•   инкапсуляция – скрытие полей объекта с целью обеспечения доступа к ним только посредством методов класса. Благодаря этой характеристике пользователь может не задумываться о внутреннем устройстве объектов;

•   наследование – возможность определять новые классы посредством добавления полей, свойств и методов к уже существующим классам. Такой механизм получения новых классов называется порождением. При этом новый, порожденный класс (потомок) наследует свойства и методы своего базового, родительского класса;

•   полиформизм – возможность использовать одинаковые имена для методов, входящих в различные классы. Концепция полиморфизма обеспечивает в случае применения метода к объекту использование именно того метода, который соответствует классу объекта. 

•   композиция  в ООП - метод создания нового объекта путём объединения старых и новых частей, в противоположность наследованию. Композицией называется такое отношение между классами, когда один класс является частью другого. Конкретно композиция реализуется включением в класс поля, являющегося объектом другого класса, такие поля называются объектными полями.

Принципы и этапы объектно-ориентированного программирования.

Объектно-ориентированное программирование базируется на трех важнейших принципах, придающих объектам новые свойства.

Принципы объектного подхода:

•   инкапсуляция (замыкание) свойств данных и программ в объекте;

•   наследование;

•   полиморфизм.

Выделено четыре этапа объектно-ориентированного проектирования:

•   разработка диаграммы аппаратных средств системы обработки данных, показывающей процессоры, внешние устройства, вычислительные сети и их соединения;

•   разработка структуры классов, описывающей связь между классами и объектами;

•   разработка диаграмм объектов, показывающих взаимосвязи с другими объектами;

•   разработка внутренней структуры программного продукта.

 

К оглавлению

Hosted by uCoz