1

К оглавлению

   

61. Информационное обеспечение автоматизированных информационных систем

Основной принцип создания информационного обеспечения (ИО) — решение задачи удовлетворения информационных по­требностей пользователя и (или) системы управления объектом (производством.)

При решении этих задач осуществляется:

•    накопление информации;

•    обмен информацией;

•    обработка информации;

•    управление данными;

•    формализация данных и знаний. Создание ИО проходит следующие этапы:

•    исследование информационных потоков;

•    разработка системы классификации и кодирования;

•    разработка унифицированных форм представления данных в информационной базе;

•    накопление массивов данных и работа с ними.

На предпроектной стадии разработки АС на основании технико-экономического обоснования разрабатывается техни­ческое задание (ТЗ) на создание системы. В ТЗ определяются принципы ее построения, организационная и функциональная структура, требования к обеспечивающим подсистемам, в том числе к ИО.

Информационное обеспечение определяет размещение и формы организации информации в системе, представляя собой совокупность методов и средств построения и реализации ин­формационной базы.

ИО реализуется как:

I.        Внешнее (немашинное) ИО, которое, однако, должно учитывать принципы автоматизации информационных процессов.
Его состав:

•    система классификации и кодирования;

•    нормативно-справочные документы;

•    оперативные документы;

•    методические и инструктивные материалы.
Движение этих документов реализуется в соответствии с ор­ганизационной структурой управления.

II.       Внутримашинное ИО включает:

•    информационные массивы, составляющие информа­ционную базу системы;

•    пакеты программ.

ИО реализуется в виде банков данных и банков знаний, в ос­нове построения которых — модели накопления данных и пред­ставления знаний. Эти процессы должны быть формализованы на концептуальном и логическом уровнях.

Традиционно, в соответствии с ГОСТ 34.03-90, информа­ционное обеспечение рассматривалось как «совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реа­лизованных решений по объемам, размещению и формам су­ществования информации, применяемой в АС при ее функционировании».

Таким образом, информационное обеспечение АИС включа­ло три составляющих: единую систему классификации и кодиро­вания информации, унифицированные системы документации и массивы информации.

Лингвистическое обеспечение рассматривалось как «совокуп­ность средств и правил для формализации естественного языка, ис­пользуемых при общении пользователей и эксплуатационного пер­сонала АС с комплексом средств автоматизации при функциониро­вании АС». Лингвистическое обеспечение АИС включало две составляющих: лексическую (словарную) базу и языковые средства.

В настоящее время информационное обеспечение рассматри­вается как совокупность собственно информационного и лин­гвистического обеспечения. При этом под собственно информа­ционным обеспечением понимают файлы операционной системы и базы данных, а под лингвистическим — форматную базу, лек­сическую базу и языковые средства.

Поэтому можно сформулировать:

Информационное обеспечение АИС — это совокупность баз данных и файлов операционной системы, форматной и лекси­ческой баз, а также языковых средств, предназначенных для вво­да, обработки, поиска и представления информации в форме, не­обходимой потребителю.

Информационное обеспечение делят на немашинное и ма­шинное. К первому относят классификаторы технико-экономи­ческой информации, нормативно-справочную информацию. Ко второму относят БД, СУБД. Это деление довольно условное, так как первый вид обеспечения можно вести и на ЭВМ.

 

К оглавлению

Hosted by uCoz