1

К оглавлению

 

4. Информационная культура как интегративное научное направление

Основными факторами,  определившими возникновение феномена информационной культуры,   явились:

·   переход информации в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития – коренное изменение отношения к информации  связано с тем, что информацию стали осознавать как  стратегический ресурс, стоящий в одном ряду с природными, финансовыми,  трудовыми и иными ресурсами развития общества и государства. Информация превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом, она стала также и оружием, что подтверждается веду­щимися в последние годы информационными вой­нами. Полнота и надежность информации все чаще ассоциируются  с  властью: военной, политической, управленческой, личной;

·   возрастание объемов информации – высокие темпы научно-технического прогресса, расширение масштабов познавательной деятельности людей,  появление  новых  наук, стремительная смена не только производственных, но и социальных технологий,  динамизм жизни современного общества – все это явилось основой для значительного роста   информационных ресурсов.  Их примечательной особенностью является    то,  что в отличие  от всех других ресурсов  с течением времени они не убывают, а наоборот, характеризуются ростом и накоплением объемов;

·   информатизация общества, развитие информационной техники и технологии – на  протяжении всей истории человечества процесс постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человеческого общества,  неизменно сопровождался процессом развития и совершенствования информационной техники и технологии. В истории развития цивилизации произошло несколько кардинальных преобразований в сфере обработ­ки информации, получивших название информационных революций;

·   становление информационного общества – информационное общество -  общество, уровень которого в решающей степени определяется  количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.  С этим термином приято связывать  постиндустриальное состояние человеческой цивилизации. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Уменьшается доля физического труда и сокращается объем рутинного  умственного труда.  В результате растет значение творческой составляющей в любом виде профессиональной деятельности и  осуществляется принцип «человеку -  человеческое, машине – машинное». Движущей силой развития общества становится  производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт становится более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Отличительной особенностью информационного общества ХХ1 века, по мнению специалистов,  будет ориентация  на использование   знаний  и сетевых технологий.

Важнейшим показателем информационного общества является  то,  что каждый  его член имеет равные права и возможности свободно производить и своевременно получать любую интересующую его информацию,  кроме случаев, ограниченных законом.

Многозначность понятия «информационная культура».

В настоящее время понятие информационная культура имеет не устоявшийся объем, характеризуется разным составом компонентов => существующие определения данного понятия зачастую несопоставимы.

Содержание понятия ИК трактуется по разному через соотнесение с различными вышестоящими понятиями: общечеловеческая культура, образовательная деятельность, информационная деятельность, свод правил поведения человека в информационном обществе. В ряде определений вышестоящее понятие вообще не указывается.

Т.о. причиной многозначности понятия ИК является:

1) Новизна явления и продолжающиеся исследования расширяющие это понятие;

2) Участие в исследовании специалистов разных наук, каждый из которых использует свою терминологию;

3) Наличие в составе термина многозначных базовых понятий (информация и культура).

Технократический и гуманистический подход к трактовке  явления  информационной культуры.

Принцип культурологического подхода  базируется на осознании глубокого взаимодействия категорий «информация» и «культура», на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека. С позиций культурологического подхода информационная культура закладывает мировоззренческие установки личности; формирует ее  ценностные  ориентации по  отношению к информации как к элементу культуры; препятствует   дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями,  вызванными  к жизни  научно-техническим прогрессом  и беспрецедентным ростом и  развитием новых информационных технологий в информационном обществе.

Принцип  технологического подхода позволяет рассматривать формирование информационной культуры личности как педагогическую технологию, включающую определенную  совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение  заданного результата. Предполагает детальное определение конечного результата и  обязательный контроль его точности как основы получения продукции с задан­ными параметрами. Обязательными требованиями при этом являются массовость и  воспроизводимость полученных результатов. Нарушение этих требований и отсутствие  хотя бы одного элемента в заданной технологической цепи неизбежно влечет  снижение качества  результатов. 

  Место информационной  культуры  в структуре  учебной и профессиональной  деятельности личности.

Главная цель курса «Основы информационной культуры личности» - подготовка человека к  продуктивному осуществлению познавательной   деятельности, успешной самореализации  в условиях  информационного общества.

Основными задачами курса  являются:

1. Формиро­вание информационного мировоззрения личности;

2. Приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению их учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности. 

 Информационное мировоззрение – система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии,  информатизацию,  информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде,     а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы  познания и деятельности. 

Информационное  мировоззрение является своего рода стержнем, скрепляющим  в единое целое все  компоненты информационной культуры – библиотечно-библиографические знания, культуру чтения, знания возможностей новых информационных технологий.

Приобретение  информационных знаний, выработка информационных умений предполагает  овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованных методов  аналитико-синтетической переработки информации; применение  традиционной и компьютерной технологии для  подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.

Итогом претворения  в жизнь  цели и задач курса является  формирование творческой свободной личности, способной реализовать  конститу­ционные права  человека и гражданина на доступ к информации,  использовать  добытую информацию в интересах  своего физи­ческого, духовного и интеллектуального развития, а также  во имя  прогресса  общества;  обладающей активной гражданской позицией, информационно  ответ­ственной за свое взаимодействие с информационной средой,  убежденной  в значимости информации и знаний для решения  широкого круга социальных и личных проблем.

Таким образом, курсу «Основы информационной культуры личности» отводится общеобразовательное и общеразвивающее место в системе образования.

Общеметодологические принципы организации информационного образования:

  1) Принцип культурологического подхода  базируется на осознании глубокого взаимодействия категорий «информация» и «культура», на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека. С позиций культурологического подхода информационная культура закладывает мировоззренческие установки личности; формирует ее  ценностные  ориентации по  отношению к информации как к элементу культуры; препятствует   дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями,  вызванными  к жизни  научно-техническим прогрессом  и беспрецедентным ростом и  развитием новых информационных технологий в информационном обществе.

  2) Принцип  системного подхода  позволяет обеспечить целостность представления   феномена информационной культуры,   преодолеть за счет введения  единой методологической базы изолированность   при рассмотрении  таких его традиционных  компонентов, как  библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность,  реализовать  в соответствии с тезисом «целое больше, чем сумма его частей» достижение   нового качества в определении содержания понятия  «информационная культура» как  залога эффективной деятельности по решению проблемы  информационной подготовки граждан.

  3) Принцип интегративности дает возможность построения единой стратегии и тактики формирования информационной культуры личности с ориентацией на органичное  взаимодействие  как образовательных, так и библиотечно-информационных учреждений, каждое из которых в соответствии со своей спецификой призвано  стать участником  информационного всеобуча. Реализация данного принципа открывает перспективы гармонизации совместной работы этих социальных институтов   по достижению  общей цели  - формированию информационной культуры личности.

4) Принцип  деятельностного  подхода означает, что формирование информационной культуры личности  строится не с позиций библиотекаря, информационного работника,  пытающегося объяснить школьнику,  студенту, учителю, как устроена библиотека, информационная служба или компьютер и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии,  а с позиций пользователя,  потребителя информации, исходя из тех информационных задач,  которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной  или досуговой деятельности.

  5) Принцип  технологического подхода позволяет рассматривать формирование информационной культуры личности как педагогическую технологию, включающую определенную  совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение  заданного результата. Предполагает детальное определение конечного результата и  обязательный контроль его точности как основы получения продукции с задан­ными параметрами. Обязательными требованиями при этом являются массовость и  воспроизводимость полученных результатов. Нарушение этих требований и отсутствие  хотя бы одного элемента в заданной технологической цепи неизбежно влечет  снижение качества  результатов. 

Процесс формирования информационной культуры личности только тогда обретает статус технологии, когда  определена программа деятельности  с четко сформулированной целью, установленной последовательностью  действий, ведущих к  достижению поставленной цели (учебная программа);  имеются   средства реализации поставленной цели (учебно-методические, технические и др.);   установлены требования к конечному продукту (знаниям и умениям) на каждом этапе обучения; существуют инструменты измерения  уровня информационной культуры (тесты, контрольные задания и др.).

  6) Принцип  непрерывности предусматривает использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного, общего  среднего, среднего специального, высшего, послевузовского) для формирования информационной культуры личности. При этом  на каждом из этих звеньев обучение  основам информационной культуры  должно быть обязательным  и специально организованным.

Условиями  организации информационного образования являются:

  1) внедрение в учебные планы  образовательных учреждений всех типов специальной  учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности»,  призванной  сформировать  у учащихся целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре  учебных планов образовательных учреждений;

  2) наличие учебно-методического обеспечения курса;

  3) создание электронных учебных пособий;

  4) наличие распределенной информационной учебной среды, включающей: информационные ресурсы (традиционные и электронные), компьютерную технику, средства доступа к удаленным информационным ресурсам. Распределенность этой учебной информационной среды состоит в том, что ее компоненты сосредоточены как в библиотеках, так и в образовательных учреждениях, это обуславливает их тесное взаимодействие в сфере информационного образования.

  5) Организация специальной подготовки кадров, способных на профессиональной основе вести обучение основам ИКЛ с разными категориями обучаемых.

 

 

К оглавлению

Hosted by uCoz