1

К оглавлению

 

 

 38. Жизненный цикл информационной системы

Жизненный цикл ИС (ЖЦ) – непрерывный процесс начинающийся с момента принятия решения о создании ИС и заканчивающийся в момент полного снятия ее с эксплуатации.

Иначе ЖЦ ПО ИС можно представить как ряд событий, происходящих с системой в процессе ее создания и использования.

Основным нормативным документом, регламентирующим ЖЦ ИС, является международный стандарт ISO/IEC 12207 (ISO - International Organization of Standardization - Международная организация по стандартизации, IEC - International Electrotechnical Commission - Международная комиссия по электротехнике). Он определяет структуру ЖЦ, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ИС.

Структура ЖЦ включает процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены в процессе создания и эксплуатации ИС.

ЖЦ основывается на следующих процессах:

1) Основные

1.1) Разработка

1.2) Эксплуатация системы

1.3) Сопровождение

2) Вспомогательные процессы – процессы управления конфигурацией системы

3) Организационные процессы

3.1) Выбор методов и инструментальных средств для реализации

3.2) Определение методов описания промежуточного состава работ

3.3) Разработка методов и средств испытания системы

3.4) Обучение персонала

При разработке ИС осуществляется процесс верификации – процесс определения соответствия текущего состояния разработки требованиям этого этапа.

Этапы ЖЦ

1) Концептуальный

1. Постановка цели разработки

2. Формирование команды разработчиков

3. Изучение требований заказчиков

4. Сбор исходных данных

5. Анализ предметной области

6. Исследование альтернативных разработок

7. Определение основных требований к различным ресурсам

2) Подготовка технического предложения

1. Разработка модели ИС

2. Разработка и утверждение технического задания

3. Составление сметы и бюджета проекта

4. Разработка планов и графиков работ

5. Подписание контракта с заказчиком

3) Проектирование (разработка)

1. Разработка обеспечивающих подсистем

2. Разработка функциональных подсистем

3. Подготовка системы к внедрению

4. Экспертиза и утверждение проекта

5. Контроль за основными показателями работы системы

4) Ввод системы в эксплуатацию

1. Комплексные испытания

2. Подготовка кадров для эксплуатации

3. Подготовка рабочей документации

4. Сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание

5. Разрешение конфликтных ситуаций между заказчиком и исполнителем

! Наряду с вышеперечисленным в отечественных стандартах выделяют:

5) Модификация

1. Анализ ошибок и сбоя при работе системы

2. Исправление ошибок проектировщиков, допущенных на стадии разработки.

6) Снятие системы с эксплуатации

1. Анализ сложившейся ситуации и принятие решения о снятии системы с эксплуатации.

2. Изъятие системы с производства

Модель жизненного цикла - структура, определяющая последовательность процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении жизненного цикла и взаимосвязи между этими процессами.

Различают две основные формальные модели ЖЦ: каскадную (последовательную) и спиральную (итерационную). В соответствии с каскадной моделью переход на следующий этап может происходить только после завершения предыдущего. Спиральная модель предполагает циклическое выполнение всех этапов каскадной модели, в результате чего реализуемость технических решений проверяется с помощью прототипов. Каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии ПО, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество и планируются работы.

Модели  жизненного цикла разработки автоматизированной  информационной системы

Наименование модели

Сущность

Условия  применения

Недостатки

Каскадная  модель

Предусматривает  последовательный переход на каждый следующий этап после завершения предыдущего

Решение  отдельных, не связанных задач, не требующее выполнения информационной интеграции и совместимости обеспечивающих подсистем

Большая длительность процесса проектирования применительно к крупным  и сложным проектам

Итерационная  модель

Предусматривает  возможность итерационных возвратов на предыдущие этапы после выполнения очередного этапа

Решение  задач, связанных с пересмотром ранее сформулированных требований, обусловливающих необходимость итерационных возвратов

Угроза рассогласования в выполненных проектных решениях и документации; может стать причиной необходимости перепроектирования всей системы

Спиральная  модель

Предусматривает   возможность последовательного углубления и конкретизации  проектных решений  имеющегося прототипа АИС на основе применения прототипной технологии (RAD-технологии)  

Последовательная разработка общесистемных вопросов, а затем технологии решения конкретных задач на каждом витке спирали

Необходимость активного участия на всех этапах разработки конечных пользователей создаваемой системы

 

Каскадная модель ЖЦ

 

Преимущество каскадной модели позволяет планировать этапы работ, на каждом этапе существует законченный набор проектной документации.

Недостатки каскадной модели:

1) Существенная задержка в получении результатов.

2) Ошибки и недоработки на любом из этапов проявляются позже.

3) Сложность управления проектом.

Спиральная модель ЖЦ

img047

Предполагает итерационный процесс.

Под итерацией понимается законченный цикл разработки, приводящий к выпуску внутренней или внешней версии раздела.

Преимущества спиральной модели:

1) Упрощает процесс внесения изменений, если того требует заказчик системы.

2) Элементы ИС интегрируются в единое целое постепенно.

3) Гибкость управления проектом.

4) Уменьшение риска.

Недостатки: не всегда возможно четко определить момент перехода на следующий этап.

 

 

К оглавлению

Hosted by uCoz