1

К оглавлению

 

35. Информационные системы: структура, классификация

Информационная системасовокупность организационных, технических, программных, лингвистических и информационных средств, объединенных в единую систему с целью выполнения информационных процессов.

Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Автоматизированной информационной системой (АИС) называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также персонал обеспечивающий поддержку динамической информационной модели предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Задачи и функции ИС

ИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.

Задачи обработки данных обеспечивают обычно рутинную обработку и хранение экономической информации с целью выдачи (регулярной или по запросам) сводной информации, которая может потребоваться для управления экон. объектом.

Автоматизация работ предполагает наличие в ЭИС системы ведения картотек, системы обработки текстовой информации, системы машинной графики, системы электронной почты и связи.

Поисковые задачи имеют свою специфику, и информационный поиск представляет собой интегральную задачу, которая рассматривается независимо от экономики или иных сфер использования найденной информации.

Алгоритмы искусственного интеллекта необходимы для задач принятия управленческих решений, основанных на моделировании действий специалистов предприятия при принятии решений.

Состав и структура информационных систем, основные  элементы, порядок функционирования.

Подсистема – это часть системы выделенная по какому-либо признаку.

Структуру ИС составляет совокупность отдельных ее частей, которые называются подсистемами.

Первый вид подсистем типовых для любой системы – это обеспечивающие подсистемы.

К обеспечивающим подсистемам относятся: организационное, правовое, техническое, математическое, программное, информационное, лингвистическое и технологическое обеспечение.

Организационное обеспечение – одна из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей системы.

Нормативное (правовое) обеспечение – предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации системы, представляет собой совокупность юридических документов, регламентирующих процессы создания, хранения, обработки промежуточной и результативной информации.

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для ведения информационных процессов в ИС. (ПК, средства передачи данных по каналам связи, орг. техника).

Математическое обеспечение – совокупность математических моделей и алгоритмов, для решения задач и обработки данных с применением вычислительной техники.

Программное обеспечение – совокупность программных средств, их описаний и инструкций по их применению.

Информационное обеспечение – предназначено для обработки информационных массивов и выдачи достоверной информации пользователю.

Лингвистическое обеспечение – обеспечение регламентирующее перечень ИПЯ, применяемых для разработки ИС.

Технологическое обеспечение – совокупность технологических процессов и операций, используемых в процессе проектирования, эксплуатации и модификации ИС.

Функциональные подсистемы – представляют собой подсистемы, обеспечивающие решение задач в определенной предметной области.

Обеспечивающие подсистемы одинаковы для всех ИС, функциональные зависят от сферы применения.

Классификация информационных систем по различным основаниям деления

Классификация – распределение совокупности объектов по иерархическим соподчиненным группам в соответствии с каким-либо общим признаком или нескольким признаками. Составляются на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними.

1) По признаку структурированности задач

1.  ИС для решения четко структурированных задач, то есть задач где известны все элементы и взаимосвязи между ними.

2. Частично структурированные задачи, т.е. задачи где известна лишь часть компонентов и взаимосвязей между ними.

2) С точки зрения функционального признака

1. Информационные системы, связанные с производственной деятельностью (производственные) – предназначенные для планирования объема работ и разработки календарных планов, оперативного контроля и управления производством, анализа работы оборудования, управления запасами.

2. Системы маркетинга – предназначены для анализа рынка и прогнозирования продаж, управления продажами, рекомендациями по производству новой продукции, анализа и установления цен, учета заказчиков.

3. ИС учета человеческих ресурсов – анализ и прогнозирование потребности в кадрах, ведение архивов о персонале, анализ и планирование подготовки и переподготовки кадров.

4. Финансовые и учетные ИС – предназначены для разработки финансовых планов, финансового анализа и прогнозирования, контроля бюджета, бухгалтерского учета и расчета з/п.

5. Прочие ИС – например ИС для руководящего звена, предназначенные для контроля за деятельностью фирмы, выявления оперативных проблем, анализа управленческих и стратегических операций, обеспечение выработки управленческих решений.

3) По области человеческой деятельности

1. Медицинские ИС

2. Экономические ИС

3. Экологические ИС

4. Юридические ИС

5. Образовательные ИС

6. ИС в сфере музейного дела

4)По степени автоматизации

1. Ручные ИС

2. Автоматизированные

3. Автоматические

5) По уровню иерархии

1. Общегосударственные ИС

2. Системы отдельных министерств и ведомств

3. ИС предприятия

4. АИС подразделения

6) По характеру информации

1. Информационно-поисковые системы (ИПС)

а) Документальные ИПС

б) Фактографические ИПС

в) Смешанные (документально-фактографические) ИПС

2. Информационно-решающие системы

а) Управляющие ИС

б) Советующие ИС

7) По масштабу

1. Одиночные ИС (автоматизированные рабочие места) – системы, реализованные на одном компьютере и не используемые в сети.

2. Групповые ИС – ориентированные на коллективное использование, чаще всего работают в локальной сети.

3. Корпоративные ИС – являются развитием систем для работы групп и соответственно ориентированны на крупные компании и могут поддержать работу территориально разрозненных групп.

8) ИС с точки зрения уровня их управления

Типы систем

Системы стратегического уровня

Исполнительные системы (ESS)

5-летнее предсказание продаж

5-летнее оперативное планирование

5-летнее предсказание бюджета

Планирование прибыли

Планирование личного состава

Системы управленческого уровня

Управляющие ИС (MIS)

Управление сбытом

Контроль инвентаря

Ежегодный бюджет

Анализ капиталовложения

Анализ перемещений

Системы поддержки принятия решений (DSS)

Коммерческий анализ региона

Планирование производства

Анализ затрат

Анализ рентабельности

Анализ стоимостей контрактов

Системы уровня знания

Системы работы знания (KWS)

АРМ проектировщика

Графические рабочие станции

Управляющие рабочие станции

Системы автоматизации делопроизводства (OAS)

Текстовые редакторы

Создание изображений

Электронные календари

Системы эксплуатационного уровня

Системы диалоговой обработки запросов (TPS)

 

Машинная обработка

Торговля ценными бумагами

Платежные ведомости

Вознаграждения

 

Отслеживание приказов

Планирование деятельности предприятий

 

Платежи

Обучение и развитие

 

Отслеживание процессов

Перемещение материалов

Регулирование денежных операций

Дебиторская задолженность

Хранение отчетов служащих

 

Продажа и маркетинг

Производство

Финансы

Бухгалтерия

Людские ресурсы

Информационно-поисковые системы (ИПС) – совокупность лингвистических, программно-информационных, технологических и технических средств для ввода, хранения, накопления, обработки, поиска и выдачи необходимой специалистам информации (документов или фактов)

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематиза­цию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиа кассах продажи билетов.

В зависимости от характера вводимой информации ИПС условно подразделяют на документальные и фактографические. Документальные ИПС (ДИПС) непосредственно не отвечают на вопросы, сформулированные в информационном запросе, а только выдают наименования или основное содержание хранимых исходных документов (книги, статьи, техн. отчеты, патенты, правила и нормы, типовые химико-технол. схемы и т.д.). Фактографические ИПС (ФИПС) непосредственно выдают в ответ на запросы сведения по заданной теме.

К оглавлению

Hosted by uCoz