1

К оглавлению

 

34. Управление информационными ресурсами

Под управлением понимают принятие решений, системный анализ, исследование операций.

К управлению применяют 3 подхода:

1) Использование научного метода

2) Системная ориентация – любой объект при управлении рассматривается как система состоящая из взаимосвязанных частей.

3) Использование моделей – эксперимент на модели прежде чем внедрить в использование.

При управлении выделяют:

1) Объект управления– информационные ресурсы

2) Цель управления

3) Механизм управления

С точки зрения собственности ресурсы делятся на : государственные (управление осуществляется государством) и не государственные (управление государством в ограниченном масштабе).

Цели  и задачи управления.

К основным задачам управления ресурсами следует отнести:

1. обеспечение эффективного доступа граждан, бизнеса и органов власти к ресурсам;

2. обеспечение качества,  совместимости и интероперабельности,  сохранности и информационной безопасности создаваемых ресурсов;

3. эффективное использование бюджетных средств на создание, ведение, хранение и защиту ресурсов;

4. обеспечение информационной прозрачности органов власти;

5. защиту исключительных прав создателей и  владельцев ресурсов.

Информационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности любых государственных органов и организаций. Важнейшей обязанностью всех органов государственного управления должно быть формирование и эффективное использование информационных ресурсов, отражающих и обеспечивающих их деятельность. По этим причинам управление государственными информационными ресурсами должно осуществляться непосредственно в процессах государственного управления.

Обязанности государства в области управления государственными информационными ресурсами включают:

·   обеспечение полноты создания первичных и производных информационных массивов и продуктов, составляющих государственные информационные ресурсы;

·   надежное хранение и защиту этих продуктов;

·   обеспечение свободного доступа граждан и организаций к государственным информационным ресурсам, не содержащим сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или личную тайну;

·   оптимизацию затрат бюджетных средств на формирование, использование и защиту государственных информационных ресурсов;

·   координацию деятельности различных ведомственных и региональных структур, а также негосударственных организаций при формировании информационных ресурсов;

·   создание условий для эффективного использования информационных ресурсов в деятельности органов власти и государственных учреждений.

Необходимыми условиями эффективного управления информационными ресурсами являются организация учета существующих ресурсов, закрепление их в собственности (материальной и/или интеллектуальной) и определение правомочий владельцев.

Для информационных ресурсов, имеющих федеральное значение и соответственно включенных в Федеральный регистр, порядок финансирования их создания, а также порядок их использования в коммерческих и некоммерческих целях должен быть установлен на правительственном уровне.

Для других информационных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, функции управления могут быть переданы на ведомственный уровень.

Организационные аспекты управления информационными ресурсами

Система государственного управления в целом, а, следовательно, и система управления государственными информационными ресурсами, включает три параллельно существующие схемы управления: функциональную, ведомственную и региональную.

1. Функциональная (межведомственная) схема - осуществление управления определенным видом деятельности, независимо от ведомственного или регионального подчинения организаций, осуществляющих эту деятельность. Примером такой схемы является закрепление управляющих функций по некоторым видам информационных ресурсов за конкретным ведомством (архивы - Росархив, библиотеки - Минкультуры, НТИ - Миннауки и т.д.).

2. Ведомственная (иерархическая) схема - управление всеми функциями подчиненных организаций.

3. Региональная схема - управление организациями, расположенными на данной территории. В полной мере региональная схема управления реализуется по отношению к организациям регионального подчинения, однако, значительная часть функций управления, в частности, координация деятельности, фактически осуществляются по отношению ко всем организациям региона.

Перечисленные схемы управления сосуществуют, создавая сложную и противоречивую картину, тем более при управлении столь большим и неоднородным объектом, как государственные информационные ресурсы.

Методы управления.

Правовые методы. 

-   охрана авторских прав на цифровые объекты;

-   борьба с вредоносной информацией;

-   охрана конфиденциальной информации;

-   введение специального права на «нетворческие» базы данных;

-   правовой статус электронных библиотек;

-   закрепление  прав и ответственности за создаваемые цифровые объекты за участниками информационных правоотношений (органы власти, заказчики, разработчики, владельцы, провайдеры и др.);

-   регулирование права доступа к публичным, прежде всего государственным ресурсам.

Финансово-экономические методы управления. 

-   повышение качества и прозрачности решений о финансировании публичных ресурсов;

-   координация финансирования публичных  ресурсов из различных источников;

-   разработка обоснованных норм  затрат на создание и поддержание ресурсов различных типов.

Административно-организационные методы – значительная часть ИР как по процессам создания так и применения носит межведомственный характер, главным в управлении является вопрос о координации работ. Большое внимание сосредоточено на управляющих ресурсах  (регистры, кадастры).

 Технологические методы – создание стандартов на представление информации, в том числе стандарты на метаданные,  на словари, классификации, на унифицированные формы документов, форматы и кодировки.

Мониторинг информационных ресурсов. 

-   учет и регистрация  ресурсов, создание каталогов;

-   выборочная статистическая отчетность и расчет показателей (индикаторов) состояния информационных ресурсов;

-   аналитические исследования состояния ресурсов.

Правовые отношения между субъектами управления государственными информационными ресурсами

Безоговорочно признается превалирующее право собственности государства на информационные ресурсы, создаваемые, приобретаемые, накапливаемые за счет средств федерального бюджета.

Ни одно министерство, ведомство или организация федерального управления не может быть собственником создаваемых ресурсов за счет бюджета, а только владельцем или пользователем этих ресурсов.

Управление государственными ИР как объектом собственности в силу статьи 114 Конституции РФ осуществляет правительство РФ, которое назначает федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями от лица государства прав собственника государственного имущества, таким органом назначают министерство имущественных отношений РФ.

Компетенция каждого министерства, ведомства или организации по владению или пользованию государственными информационными ресурсами определяется в положении определяющем статус министерства.

Министерство имущественных отношений РФ в праве с согласия правительства РФ передавать часть функций по распоряжению государственными информационными другому министерству или  ведомству.

Субъектом РФ передача правом распоряжения, владения и пользования государственными ИР осуществляется на основании договоров о разграничении полномочий, передачи собственности или о совместном ведении.

Также на основании договоров должны разграничиваться полномочия владения и распоряжения ИР для создания, развития и эксплуатации которых помимо средств федерального бюджета используются средства иных субъектов права.

Негосударственные ИР создаются негосударственными структурами, муниципальными органами и частными лицами.

Часть негосударственных ИР предназначена только для локального использования.

Другая часть используется для информационного обслуживания граждан.

Действующее законодательство никак не регулирует вопросы распоряжения информационными ресурсами, созданных за счет средств негосударственного бюджета.

Также возникают сложности в определении прав владения и распоряжения ИР, если точно не определено за счет каких источников созданы ресурсы.

Существуют системы распоряжения ИР находящихся в распоряжении акционерных обществ с государственным участием. Юридически и фактически эти ресурсы выведены из сферы государственного управления. Несмотря на то, что государство является их собственником.

Теоретически права владения и распоряжения ИР должны фиксироваться в системах учета и регистрации ИР. Однако существующие государственные системы учета и регистрации ИР не являются правоустанавливающими, за исключением регистрации объектов промышленной собственности.

 

К оглавлению

Hosted by uCoz