1

К оглавлению

 

 

25. Мультимедиа-технологии

Термин «мультимедиа» означает много средств представления информации пользователю; его можно перевести на русский язык как «много сред» или «много носителей».

Мультимедиа — это специальные технологии, позволяющие с помощью программного обеспечения и технических средств обрабатывать на компьютере обычную информацию (текст и графику), а также звук, фотографию, анимацию (движущиеся образы) и видео.

Мультимедийное программное обеспечение—это программные средства, предназначенные для создания и/или воспроизведения мультимедийных документов и объектов.

Мультимедийное аппаратное обеспечение—это оборудование, необ­ходимое для созд-я, хран-я и воспроизведения мул-го пр-го обесп-я. Исторически к нему относятся звуковая карта, дисковод CD-ROM и звуковые колонки. Эту группу обор-ния наз-ют также базовым мультимедийным комплектом.

В настоящее время важное место среди мультимедиа-технологий занимает компьютерная обработка видеоинформации, которая включает совокупность изображений, демонстрируемых последовательно и позволяющих человеческому глазу воспринимать отображаемые объекты как движущиеся. Зрительный эффект движения достигается за счет того, что каждое следующее демонстрируемое изображение отличается от предыдущего небольшими последовательно перемещающимися деталями.

Следует отметить, что в обиходных ситуациях под термином «видео» понимают ряд изображений, демонстрирующих движение, сопровождаемых звуковым рядом.

Технологию мультимедиа образуют следующие компоненты:

·   аппаратные средства компьютера, обеспечивающие доступ к данным и воспроизведение мультимедийной информации;

·   программные средства, обслуживающие доступ и воспроизведение;

·   носители информации в мультимедиа-формате.

Запись и воспроизведение информации в мультимедиа-формате производятся на компьютере с помощью специальных аппаратных и программных средств. Существует определенный минимум средств, которыми должен располагать компьютер, чтобы его можно было считать мультимедийным.

Форматы мультимедиа:

·   Простой текст без форматирования (txt, csv)

·   Текст с форматированием (rtf, html)

·   Растровая графика (png, gif)

·   Векторная графика (svg)

·   Электронные публикации (pdf)

·   Звук (OGG Vorbis (ogg)

·   Видео (MPEG-1 и M)

Средства создания мультимедиа-приложений:

Asymetrix Multimedia ToolBook 4.0простые средства навигации; мощный язык OpenScript; мощные редакторы мультимедиа и Script Editor.

Macromedia Director 5.0гибкий, интуитивный интерфейс; точная синхронизация; разработка кросс-платформенных приложений; широкий выбор возможностей распространения и воспроизведения.

Microsoft Visual Basic 4.0мощные возможности программирования; доступ к базам данных и связи с другими приложениями; невысокая цена.

Oracle Media Objects 1.0простая компоновка мультимедиа; разработка кросс-платформенных приложений; высокоуровневый язык сценариев; мощные возможности распространения; невысокая цена.

Strata MediaForge 2.0 – объектно-ориентированный пользовательский интерфейс с применением перетаскивания; развитые возможности и спецэффекты.

Разновидности мультимедиа:

Гипермедиа –  расширение понятия гипертекст на мультимедийные (в том числе аудио, трехмерные графические, анимационные и др.) виды организации структур записей данных.

Интерактивная мультимедиа - мультимедийная система, обеспечивающая возможность произвольного управления видеоизображением и звуком в режиме диалога.

Live video - “Реальное / живое видео” - характеристика системы мультимедиа с точки зрения ее способности работать в реальном времени. Примерами могут служить разработки IBM: Linkway Live и StoryBoard Live.

Гипермедиа (гиперсреда) – это мультимедиумная (многоканальная) база данных, предъявляющая на экран компьютера не только текстографические узлы как гипертекстовая система, но и фрагменты, состоящие из мультипликации, графических образов, звука, музыки, речи и видеопродукции.

Простой набор воспроизводящего оборудования образует мультимедиа (многоканальные средства подачи информации), которые превращаются в гипермедиа только в том случае, когда внутрь мультимедиальных записей встраиваются связи, обеспечивающие легкость перехода из одного места в другое.

Уже сегодня удалось дополнить гипермедиа воздействиями на осязательные и обонятельные рецепторы, трехмерным изображением, вибрацией на разных частотах. Речь идет о создании искусственной среды, которая не только предъявляет изображение и звук, но и воздействует физически. Появляется возможность имитировать тряску автомобиля, качку корабля, землетрясение, воздействие ветра, пользователь может потрогать изображаемый предмет руками, переместить его на экране и т.п.

Гипермедиа может предъявлять информацию на одну и ту же тему параллельно в виде текста, графиков, рисунков, звуков, музыки, речи, видеопродукции. Информация, идущая по разным каналам, должна быть согласованной, чтобы восприятие информации по одному каналу не ослабляло, а усиливало восприятие информации по другому каналу. Точно так же как текст усиленный рисунком, воспринимается лучше, образ, составленный путем наложения фонового изображения, динамического объекта, мультипликации, звукового и речевого сопровождения и текста способен проявить синергический взаимоусиливающий эффект при своем восприятии.

Другим способом является предоставление пользователю права выбора информационного канала и самой информации. Иногда пользователь, действительно, знает как ему поступить. К сожалению, в общем случае это не простая задача, и здесь, видимо, сможет помочь компьютер.

Таким образом, к проблемам дезориентации и усложнения диспетчеризации пропущенных узлов добавляется проблема согласования разнородной информации.

К оглавлению

Hosted by uCoz