1

К оглавлению

 

13. Технологии сбора информации

Процесс сбора информации представляет собой деятельность субъекта, целью которого является получение сведений об интересующем его объекте. 

Сбор  информации может  производиться  или  человеком,  или  с  помощью  технических средств и систем - аппаратно. Например, пользователь может получить информацию о движении поездов или самолетов сам, изучив расписание, или же от другого человека непосредственно, либо через какие-то документы, составленные этим человеком, или с помощью технических средств (автоматической справки, телефона и т. д.).

Из изложенного выше следует вывод, что система сбора информации может представлять собой сложный программно-аппаратный комплекс. Как правило, современные системы сбора информации не только обеспечивают кодирование информации и ее ввод в ЭВМ, но и выполняют предварительную (первичную) обработку этой информации.

Сбор информации - это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, стандартному для прикладной информационной системы. Обмен информацией между  воспринимающей информацию  системой и окружающей  средой осуществляется посредством сигналов.

Сбор  и  регистрация  информации  происходят  по-разному  в  различных  экономических объектах. Наиболее сложна эта процедура в автоматизированных управленческих процессах промышленных предприятий, фирм и  т.п.,  где производятся  сбор и регистрация первичной учетной информации, отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта. 

Особое  значение при  этом придается достоверности, полноте и  своевременности первичной информации. На предприятии  сбор и регистрация информации происходят при выполнении  различных  хозяйственных  операций (прием  готовой  продукции,  получение  и  отпуск материалов и т.п.). Сначала информацию собирают, затем ее фиксируют. Учетные данные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных деталей, прошедших сборку узлов, изделий, выявление брака и т.д.

Для  сбора  фактической  информации  производятся  измерение,  подсчет,  взвешивание материальных объектов, получение временных и количественных характеристик работы отдельных  исполнителей.  Сбор  информации,  как  правило,  сопровождается  ее  регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носителе (документе или машинном носителе). Запись  в  первичные  документы  в  основном  осуществляется  вручную,  поэтому  процедуры сбора и регистрации остаются пока наиболее трудоемкими.

В  условиях  автоматизации  управления  предприятием  особое  внимание  придается  использованию  технических  средств сбора и регистрации информации,  совмещающих операции количественного измерения, регистрации, накоплению и передаче информации по каналам связи в ЭВМ с целью формирования первичного документа.

Каналы получения информации:

Неформальные каналы устанавливаются между отправителем и потребителем информации непосредственно (личные встречи, беседы, телефонные разговоры, переписка и т.п.)

Формальные каналы устанавливаются через специально созданные обществом организации и учреждения (систему печатных изданий, библиотеки информационные службы).

Формальный канал: курьером, по почте, по факсу, телеграфу.

Неформальный канал: телефонная связь, радио-телефонная связь.

Процесс  сбора информации  связан  с переходом от реального представления предметной  области  к  его  описанию  в формальном  виде  и  в  виде  данных,  которые  отражают  это представление.

Источниками  данных  в  любой  предметной  области  являются  объекты  и  их  свойства, процессы  и  функции,  выполняемые  этими  объектами  или  для  них.  Любая  предметная  область рассматривается в виде трех представлений:

·                 реальное представление предметной области;

·                 формальное представление предметной области;

·                 информационное представление предметной области.

При сборе (извлечении) информации важное место  занимают различные формы и методы исследования данных:

·                 поиск ассоциаций, связанных с привязкой к какому-либо событию;

·                 обнаружение последовательностей событий во времени;

·                 выявление  скрытых  закономерностей  по  наборам  данных  путем  определения  причинно-следственных связей между значениями определенных косвенных параметров исследуемого объекта (ситуации, процесса);

·                 оценка важности (влияния) параметров на развитие ситуации;

·                 классифицирование (распознавание),  осуществляемое  путем  поиска  критериев,  по которым можно было бы относить объект (события, ситуации, процессы) к той или иной категории;

·                 кластеризация, основанная на группировании объектов по каким-либо признакам;

·                 прогнозирование событий и ситуаций.

Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач,  в частности, задачи обмена информацией (передачи).

Среди методов сбора информации выделяют: 

·   приобретение документов (оптом, в розницу, по подписке, в дар, через  систему обязательного экземпляра);

·   выявление  документов с исходной информацией;

·   мониторинг процессов или явлений;

·   методы формирования выборки;

·   анкетирование;

·   интервьюирование;

·    статистическое наблюдение документального или информационного потоков; 

·    прямые и косвенные методы изучения информационных потребностей;

·    метод эксперимента; 

·    метод панелей;

·    ранжирование; 

·    анализ задач;

·    анализ производственных, управленческих и информационных процессов; 

·    методы прогнозирования и др.

 

Наименование метода

Характеристика метода

Разновидности

Область применения

Опрос

Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Позволяет  выявить определенные типичные фактические данные, а также понятия и суждения по разным вопросам.

Письменные опросы (анкетирование);

Устные опросы (интервьюирование);

Очные опросы;

Заочные опросы (телефонные, почтовые, опросы с помощью Интернета, через прессу);

Интерактивные опросы по телевидению или по радио;

Выборочные опросы;

Сплошные опросы

Сбор первичной информации (например,  об используемых обеспечивающих средствах, о пользователях и их информационных потребностях, о  рынке информационных продуктов и услуг, посредниках, об ассортименте и качестве информационных продуктов и услуг).

Интервьюирование

Метод сбора данных, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотрены программой исследования. Является одним из основных видов опроса.

Индивидуальные интервью;

Парные интервью;

Групповые интервью;

Массовые интервью;

Глубинное интервью;

Свободное интервью;

Фокусированное интервью;

Стандартизованное интервью; Направленное интервью;

Ненаправленное интервью;

Опосредованное интервью.

Сбор данных (например,  об используемых обеспечивающих средствах, о пользователях и их информационных потребностях, о  рынке информационных продуктов и услуг, посредниках, об

ассортименте и качестве информационных продуктов и услуг.

Наблюдение

Метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Осуществляется в соответствии с целью и задачами конкретного исследования.

Систематическое наблюдение;

Случайное наблюдение;

Непосредственное наблюдение;

Опосредованное наблюдение;

Лабораторное (экспериментальное) наблюдение;

Полевое наблюдение;

Кратковременное наблюдение;

Длительное наблюдение

Сбор первичной информации (например, о реализации технологических процессов и операций, этапах создания и внедрения информационных систем).

Метод экспертных оценок

Метод получения информации путем опроса экспертов, являющихся специалистами в заданной предметной области. Сущность метода заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественным суждением и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов есть решение проблемы.

Метод комиссии;

Метод мозгового штурма (или метод коллективной генеральной идеи);

Метод Дельфи;

Метод

эвристического прогнозирования;

Метод обобщения независимых характеристик;

Метод простой ранжировки;

Метод задания весовых коэффициентов;

Метод парных срвнений;

Метод последовательных сравнений

Используется при определении проблем, целей, объектов, процедур, критериев исследования. Например, при выявлении и обосновании состава задач, подлежащих автоматизации; оценке проектных решений; оценке качества информационных продуктов и услуг.

Анализ документов

 

Один из основных методов сбора данных, который направлен на получение надежной информации, зафиксированной в документах.

Традиционный анализ документов (внешний и внутренний);

Формализованный анализ документов (контент-анализ)

Используется в качестве основного метода при изучении различных видов документов; может также использоваться как

дополнительный метод при уточнении, обогащении или сравнении результатов наблюдения, опроса, их проверки.

К оглавлению

Hosted by uCoz